Презентация педагогического опыта. Городское Методическое объединение учителей музыки март 2017 года


Учитель музыки, МХК, ОРКСЭМишина Галина НиколаевнаМАОУ СШ №32 Раздел 1 Синтез искусств на уроке: музыка и литератураДекламация в ритме музыки2 класс Раздел: «День, полный событий».Тема: «Расскажи сказку»"Сказочка" С. Прокофьева и "Сказка о мёртвой царевне" А.ПушкинаПоследовательность заданий: 1. Прочитать фрагмент из Сказки Пушкина.2. Прослушать начальные такты Сказочки Прокофьева.3. Простучать ритм Сказочки (повторяющаяся ритмическая группа)4. Прочесть стихотворный текст в ритме музыки. СказочкаВ той норе, во тьме печальной,Гроб качается хрустальныйНа цепях между столбов.Не видать ничьих следовВкруг того пустого места;В том гробу твоя невеста".Сергей Прокофьев
Пётр ЧайковскийИ царица хохотать,И плечами пожимать.И подмигивать глазами,И прищелкивать перстами,И вертеться подбочась.Гордо в зеркальце глядясь.Нянина Сказка Раздел 2Изобразительность в музыке Тембр Определить изобразительную и выразительную роль тембров музыкальных инструментов в музыке П.Чайковского "Битва с мышами" из балета "Щелкунчик" - работа на установление связи голоса (тембра) с изображениями инструментов и их ролью в звуковой палитре музыкальной картины ИзобразительностьТембрЗвуковая палитраМузыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора, что мы начинаем как бы видеть изображаемые звуками картины
style.fontSize Музыка П.ЧайковскогоБалет «Щелкунчик» Флейта-пикколотромбонБольшой барабанскрипкатрубаКакова роль в создании картины битвытембра этих инструментов?


Для какой цели композитор использует эти инструменты ?Мышиный пискВыстрел из пушкиСтрах и напряжениеУгрозу, враждебностьПризыв, отвагуЧтобы изобразитьЧтобы выразить Мышиный пискВыстрел из пушкиИнтонациистраха и напряженияУгроза, враждебностьПризыв, отвага



«Ледовое побоище» из кантаты Александр НевскийС.Прокофьев «Ледовое побоище»Кантата «Александр Невский»Сергей ПрокофьевКантатуИсполняютХорОркестрСолисты Какие выразительные средства использует композитор для создания картины битвы?Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена тромбону с сурдиной.Сумрачный зимний пейзаж, застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Дрожание – тремоло - струнных  На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют на латинском языке фанатичный хорал.Мужской хорМалый барабан Бубны Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается.
r
Стремительные, удалыеВ разных группах оркестраИнтонации песнопения (хорала)Зловещие, молитвенныеРавномерный РитмГрохот, лязганье и звонударных инструментовСоставь словосочетание из двух частейИнтонации трубы

Выбери из списка, подходящие слова для описания музыки, изображающейРусских воинов:Задорные, полные удали интонации трубыЗловещие интонации песнопения (хорала)Грохот и звон ударных инструментов
Выбери из списка, подходящие слова для описания музыки, изображающейКрестоносцев:Задорные, полные удали интонации трубыЗловещие интонации песнопения (хорала)Грохот и звон ударных инструментов
Впиши подходящие слова, чтобы рассказать о музыке, завершающей «Ледовое побоище»? Раздел 3 Исследовательские работы учащихсяТемы:«Роль музыки в жизни человека на примере прозы Виктора Астафьева»«Интонации речи становятся музыкой»«Песни Рождества»«Песнопения Богородице» Создание композиции из двух произведений разных видов искусстваИсследовательский проект "Роль музыки в жизни человека на примере прозы Виктора Астафьева" Г.Свиридов РомансТекст:«Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено..» В.Астафьев «В углу»Няня сердится, ругаетсяМишенька обижен, жалуется.Затем сваливает вину на котёночка,возможно врёт. - Затем хвалит себя. - Затем дразнит и обижает няню. - Под конец пригрозил, что не будет любить.Давайте проследим, какие чувства героев выражает музыка:Исследовательская работа "Интонации речи становятся музыкой" ученицы 3 класса Парусовой Алины построена на выявлении выразительности вокальных интонаций в вокальном цикле "Детская" Модеста Мусоргского.
Ах ты проказник!Клубок размотал, прутки растерялАх ты! все петли спустил!Чулок весь забрызгал чернилами!В угол! В угол!Пошёл в угол!Проказник!А теперь рассмотрим, как мелодиявыражает эти эмоции.7637 Исследовательский проект «Песни Рождества»Составление своего варианта слов песни. Идея: объединить разные куплеты из всех трёх вариантов одну песню и создать самый подробный текст песни для выступления перед слушателями, чтобы рассказать слушателям различные подробности тех давних событий. Полный текст песни (свой вариант): 1. Рождество Христово - Ангел прилетел.  Он летел по небу, людям песни пел:  - Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте -Днесь - Христово Рождество!  2. Я лечу от Бога, радость вам принес, Что в пещере темной родился Христос! Скорей поспешайте, Младенца встречайте  Днесь - Христово Рождество! 3. Пастухи в пещеру прежде всех пришли, В яслях на соломе Господа нашли. На колени пали, Христу дары дали Новонарождённому! 2-3 4. А волхвы с востока за звездою шли, Смирну, ладан, злато Царю царей несли. Пришли, удивились, кротко преклонились. Днесь Христово Рождество!  15. Ирод злоречивый о Христе узналИ убить Младенца воинов послал.Всех детей избили, мечи притупили,А Христос в Египте был! 2-36. Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой. Мы все люди грешны, Ты один Святой. Прости согрешенья, дай нам оставленье. Днесь - Христово Рождество!1-2-32-31-3 Песня в жанре колядок - народных песен христианского содержания. Подобно духовным стихам "сочетает фольклорные и церковные интонации", являет собой "синтез христианской веры и народного творчества«.Наше исполнение:в традиционном характере духовного песнопения: сдержанно-радостном, сосредоточенно - напевном Молитва-величание Песнь Пресвятой Богородице: Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.Песнь Богородицы — песнопение православной утрени и вечерней служб.Исследовательская работа «Песнопения Богородице» включает описание видов православных песнопений, посвящённых Богородице Тропа́рь (греческое τροπάριον) краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Принципы учебной работы с произведениями духовной музыки:1. Глубокое содержание не всегда доступно ребёнку сразу и в целости. Нужно разъяснять: слова, язык, разбирать и переводить, объяснять значение текста.2. Всегда обращать внимание на способы исполнения, разбирать со стороны сложившейся исторической традиции и тембровой окраски звучания.3. Чтобы почувствовать красоту мелодии, нужно пропеть главные мотивы, интонации произведения.4. Научить сопереживать музыке, вслушиваться в неё можно только собственным примером глубокого включения в слушание.Раздел 4 Тема духовной музыки на уроке 5. Слушать духовную музыку, не давая базовые понятия вероучения бесполезно.6. Духовная музыка и светская музыка верующих композиторов, а также народная музыка на христианские темы и сюжеты должна звучать с первых уроков, и в последующее время обращение и возвращение к ней должно быть постоянным вплоть до окончания курса предмета.7. Приносит пользу слушать духовную музыку с закрытыми глазами, со сложенными внутренней стороной друг к другу ладонями; необходимо настроить учащихся на сосредоточение, самоуглубление. Это возможно и необходимо делать также с первого класса. "Пришло Рождество, начинается торжество" 1 класс "Молитва" 2 класс " Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся!" 3 класс "Святые земли русской. Стихира всем святым" 4 класс"Небесное и земное в звуках и красках" 5 класс "Да исправится молитва моя" 6 класс «Пусть язык поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения, дабы в пении участвовали твой дух и твой ум.» Василий Великий