Понятие о спряжении глаголов


Класс: 5 Дата:
Тема урока: Понятие о спряжении глаголов
Ц е л и: познакомить с изменением глаголов по лицам и числам; учить распознавать лицо и число глагола; упражнять в спряжении глаголов в настоящем и будущем времени.
Х о д   у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Зовете, ползет, вьют, шуршит, летишь, грызу, трещит, пронесете, спасешь, горят, кричим, молчим.– В каких словах гласная в корне стоит в слабой позиции?
II. Формирование новых знаний.
– Задайте от каждого глагола вопрос «кто?» и ответьте на него, употребив местоимение.
О б р а з е ц: зовете (кто?) вы, …
– Как называются эти местоимения?
– Вспомните и заполните таблицу личных местоимений.
                  Ед. ч.                                      Мн. ч.
1-е л.         (я)                                           (мы)
2-е л.         (ты)                                        (вы)
3-е л.         (он, она, оно)            (они)
– Подставьте к этим местоимениям любой глагол. Что у вас получилось?
– Сделайте вывод.
В ы в о д: глаголы изменяются по лицам и числам.
1. В ы п о л н е н и е  упражнения 49 по заданию учебника.
– Попробуйте по местоимению определить лицо и число глагола.
– Предположите, во всех ли временах глаголы изменяются по лицам и числам.
2. В ы п о л н е н и е  упражнения 50, с. 84.
З а д а н и е:
– Сделайте вывод. Сравните его со сведениями о языке на с. 76.
– Что еще узнали? (Учитель на доске записывает слово «Спряжение».)
3. Проспрягайте глаголы из упражнения 51 (на доске под руководством учителя), из упражнения 52 на с. 76 (самостоятельно). Выделите окончания.
III. Первичное закрепление.
– Определите лицо и число глаголов.
З а п и с ь на доске: грузим вещи, перегибает палку, чистишь брюки, рисуете картину, хожу по полям, замечают изменения.
IV. Итог урока.
– Какие знания получили на уроке?
Домашнее задание: 
Сыныбы: 6 «Б» Күні:10.03.2017
Сабақтың тақырыбы: Диктант «Қорқыт ата»
Сабақтың мақсаты:
1.Білімділік: оқушыларды сауатты жазуға баулу, лексикадан алған білімдерін бекіту.,
2.Тәрбиелік: оқушыларды адамгершілікке еңбекті дәріптеуге ана тілді құрметтеуге, туған өлке табиғатын қорғауға тәрбиелеу.
3.Дамытушылық: ауызша және жазбаша тілді дамыту
Сабақтың типі: бақылау
Сабақтың түрі: диктант
Сабақтың әдіс-тәсілі: жазба жұмысы.
Сабақтың көрнекілігі: Диктанттар мен мазмұндамалар жинағы
Сабақтың барысы:
I.Ұйымдастыру кезеңі: 1.Оқушылармен сәлемдесу
2.Оқушылардың сабаққа қатысын тексеру
3.Оқушылардың зейіндерін сабаққа аудару
4.Оқушыларға сабақтың тақырыбы мен
мақсаты туралы хабарлау
II. Оқушыларды диктант мәтінімен таныстыру; жазу
Аңыз бойынша, Қорқыт Ата ұйықтап кетіп, “егер өлімді есіңе алмасаң, мәңгі өмір сүресің” деген аян естиді. Біраз уақыт өткен соң бір баспақты қуып жүріп, жете алмағасын, “Өлсем де, жетемін!” дейді. Соны айтуы мұң екен, Әзірейіл келіп, “Сен өлімді еске алдың, енді өлесің!” дейді. Аңызда Қорқыт Ата өзінің жүйрік желмаясына мініп, халқы бақытты өмір сүретін жерұйықты іздеуші, ғұмыр бойы өлімге қарсы күресуші жан ретінде суреттеледі. Ел- жұртты өзінің жырымен де, күйімен де аузына қаратқан, ғұмырының соңында бірлігі ыдырай бастаған жұртының алауыздығына күйінген Қорқыт Ата мәңгілік өмір сырын іздеп дүниенің төрт бұрышын кезіп кетеді. Бірақ қайда барса да, алдынан көр қазып жатқан адамдарды жолықтырады. “Кімнің көрі?” деген сауалына “Қорқыттың көрі” деген жауап естиді. “Қайда барсаң да Қорқыттың көрі” деген сөз осыдан қалған.
IV. Сабақтың аяқталуы.
Тема урока: Город и село
Цели и задачи: 
          Расширить кругозор учащихся о виде населенных пунктов;
         Установить их отличия и соответствия;
          Обогащать и расширять словарный запас;
 МО:      словесный, наглядный, практический.
ТСО: учебник, дневник наблюдения, карандаши, рисунки.
Ход урока:
1.      Организационный момент.
Приветствие. Психодогический настрой.
2.      Повторение изученного.
Какое время года сейчас мы наблюдаем?
Какие изменения уже произошли в природе?
Какая часть весны уже наступила?
Какие изменения в жизни птиц и животных уже заметны?
Какие изменения происходят в жизни человека?
3.      Работа по новой теме урока.
Учитель предлагает обратить внимание на доску. На доске прикреплены картинки с изображениями городских и сельских улиц.
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня разговаривать на уроке?  (о городе, о селе)
- Обратите внимания на изображения домов в городе и селе, чем они отличаются? (учащиеся высказывают свое мнение, учитель помогает при затруднительной ситуации)
- Как вы думаете, отличается ли транспорт на улицах города и села? (ответы детей)
- Какие здания нельзя встретить в селе, а только в городе?
- Что нельзя увидеть в городе, а в селе можно?
 
4.      Физкультминутка
- Мы сегодня рано встали (шаги на месте)
И зарядку делать стали.
Руки – вверх! Руки – вниз!
Влево-вправо повернись!
- Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И скорей к себе прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
- Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
5.  Закрепление изученного материала.
Какие крупные города Казахстана вы знаете? Какие есть в них достопримечательности?
Какие села есть в нашем районе? Чем отличается городская жизнь от сельской?
Работа в дневнике наблюдения.
6.      Итог урока
Что особенно вам понравилось на уроке?