Понятие о спряжении глагола


ФИО автора: Альмагамбетова Улжан Агинбаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГУ «СОШ № 82»
Адрес 10001 Республика Казахстан, город Караганда, Октябрьский район
19 микрорайон дом 75 кв 48
Рабочий телефон – 87212240120
Мобильный телефон – 87003646387
Тема: Понятие о спряжении глагола
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении: изменение глаголов по лицам и числам; развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям;воспитывать умение работать в коллективе.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Оборудование: интерактивная доска, электронный учебник, флипчартыМетоды и приемы обучения: Частично - поисковый, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учителя.
Отметка отсутствующих.
Проверка готовности класса к уроку
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головках.
2. Психологический настрой на работу:
- А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
3. Повторение о глаголе
- О какой части речи здесь говорится?
Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду-
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Фронтальный опрос
Вспомните, что вы знаете о глаголе?
Устный фронтальный опрос
Задания электронному цифровому ресурс
6. Актуализация знаний.
— Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?
. Задание
а) Поставить глагол в неопределенную форму.
Найди ошибку:
Сверкала — сверкнуть.
Сверкала — сверкать
б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул).
7. Объяснение новой темы
Итак, сегодня мы будем говорить о спряжении глаголов. Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Наша учебная задача узнать, что значит «спрягать глагол»?
Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы плыть и говорить при помощи личных местоимений. Можно ли от данных глаголов неопределённой формы образовать форму настоящего времени.
8.Коллективная работа. (Устно)
Я плыву мы плывём я говорю мы говорим
Вывод:
- Как изменяли глагол?
По лицам и числам
- Какая часть изменилась?
Окончание
- Назовите окончания глаголов в 1 столбиках. Что общего в этих окончаниях?
Содержат гласную –е-
- Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего?
Содержит гласную - и - - Мы изменяли глагол по лицам и числам или спрягали. Так, что же такое спряжение?
9. Прослушать объяснение по электронному учебнику
4533902413000
Вывод: глаголы, имеющие в окончании гласную –е- в форме 2 лица ед.ч, относятся к 1 спряжению.
Глаголы, имеющие в окончании гласную - И- в форме 2 лица ед.ч., относятся ко 2 спряжению.
10 . Работа над правилом. Читают правило в учебнике.
Какому спряжению относятся эти глаголы?
Ответь устно и можешь проверить себя.
11. Тренировочные упражнения
Упражнение 355
Запишите глаголы в два столбика: в первый – с окончанием –ешь, во второй – с окончанием –ишь.
Беседуешь, зажигаешь, подъедешь, работаешь, уступаешь, прячешь, соблюдаешь, уступаешь.
Приходишь, закричишь, уносишь, видишь, построишь.
11. Индивидуальные задания по электронному учебнику (10 заданий)
12. Работа в группах. 1 группа
-609602349500
-130109218061002 группа. Задание 2 группы
3 группа. Задание 3 группы
-Продолжи начатую мной фразу
Глагол 1 спряжения……(имеет окончание…….)
Глагол 2 спряжения……(имеет окончание…….)
13. Закрепление
- Как же изменяются глаголы?
- Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.
(Ответы)
Я буду показывать глаголы из кроссворда. Если глаголы 1-го спряжения – поднимаем правую руку, если 2 – го спряжения – левую. Не забывайте про глаголы – исключения.
- А в каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают?
(В прошедшем времени: что делали? Что сделали? В будущем времени: что сделают? Что будут делать?)14. Рефлексия
Закончить фразы:
- Я научилась ( - ся)
- Я запомнила ( - л)
- Теперь я ...
14.   Итоги. Выставление оценок.
Домашнее задание Упр.377 (повторение)