Развитие познавательных процессов у дошкольников.


Программа работы педагога-психолога с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по развитию познавательных процессов
Программа направлена на повышение уровня всех познавательных процессов, т. к дети имеющие низкий уровень внимания, мышления, восприятия и памяти часто страдают нервно-психическими расстройствами, имеют плохую социально-психологическую адаптацию, часто бывают изгоями в группе, классе, а все эти факторы являются важнейшими для формирования личности.
На основе проведения психодиагностики уровня познавательных процессов, у ряда детей был определен низкий уровень.
Данная программа будет проведена для детей 3-5 лет 1 раз в неделю в период с декабря по май. Длительность занятий 30 минут, место проведения кабинет психолога ДОУ. Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения. Они короткие, разнообразные, доступные детям по содержанию. В качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные занятия). Процесс проведения занятий предлагает гибкость и творчество. Занятия проводятся в игровой форме. Для проведения релаксации используется запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада.
Цель коррекционной программы: развитие всех познавательных процессов у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи коррекционной работы:
1. Развивать внимание, память, мышление, восприятие, речь, воображение.
2. Формировать навыки самостоятельной работы и работы в группе.
3. Воспитывать самоконтроль у ребенка.
Форма организации: групповая по 3-5 человек, смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.
Структура занятий.
Каждое занятие включает в себя:
1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.
2. Установление контакта.
3. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)
4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось, затем – сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом - психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям даётся домашнее задание.
Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог – психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем – дети действуют самостоятельно. Взрослый – организатор среды.
Тематический план занятий
1 блок. Развитие мышления - 4 занятия.
Ритуал приветствия. Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми. «Поздороваемся за руку». (см. источник 6) .
Игра на установление контакта. Развитие активного группового общения. «Какая рука у соседа», «Поменяйтесь местами все те, кто… », «Слон, пальма, крокодил». (см. источник 6) .
Упражнения на развитие мышления.
Развитие умения описывать предметы по известным признакам; «Опиши предмет» (любые, легко описываемые по признакам предметы) .Исключения на основе всех изученных обобщений; «Исключение предметов», «Четвертый лишний», «Подбери картинку». (см. источник 1, 3, 4, 7, 8) .
Зрительный синтез из 4 частей без образца, из 6 частей – с зрительной опорой на образец; «Разрезные картинки», «Сложи картинку»,. (см. источник 1) .
Сравнение предметов по всем изученным свойствам; «Сложи половинки», «Подбери пару», «Найди отличия», «Сравни картинки». (см. источник 1, 3, 4, 7, 8) .
Обобщение на основе изученных свойств; «Назови одним словом», «Объедини по смыслу», «Подбери картинку». (см. источник 1, 3, 4, 7, 8) .
Сериации по цвету – 4 оттенков; по величине – 5 предметов; «Найди закономерность», «Продолжи ряд», «Какая картинка следующая». (см. источник 3, 4) .
Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений с помощью взрослого. «Подбери картинку», «Что в этой комнате? ». (см. источник 3, 4, 7, 8) .
Релаксационные упражнения. Снятие мышечного и психологического напряжения. «Волшебное перо», «Падающее перо», «Волшебный воздушный шарик». (см. источник 6) .
Ритуал прощания. Окончание занятия, подведение итогов. «Улыбнитесь друг другу». (см. источник 6) .
2 блок. Развитие внимания - 4 занятия
Ритуал приветствия. Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми. «Поздороваемся за руку». (см. источник 6) .
Игра на установление контакта. Развитие активного группового общения. «Обезьяна», «Послушай и угадай», «Кто пройдет лучше». (см. источник 6) .
Упражнение на развитие внимания.
Объем – 5 предметов; «Найди все», «Выкладывание из мозаики по образцу», «Найди два одинаковых», «Найди пару», «Найди игрушку». (см. источник 2, 3, 4) .
Устойчивость – 15-20 мин; «Выкладывание из палочек по образцу», «Найди отличия», «Совушка-сова», «Кого испугался охотник», «Найди игрушку». (см. источник 2, 3, 4) .
Концентрация; «Выкладывание из мозаики по образцу», «В магазине зеркал», «Найди дорожку», (см. источник 2, 3, 4, 5) .
Релаксационные упражнения. Снятие мышечного и психологического напряжения. «Путешествующий шарик», «Мороженное», «Я рядом с тобой». (см. источник 6) .
Ритуал прощания. Окончание занятия, подведение итогов. «Улыбнитесь друг другу». (см. источник 6) .
3 блок. Развитие памяти - 4 занятия.
Ритуал приветствия. Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми. «Поздороваемся за руку». (см. источник 6) .
Игра на установление контакта. Развитие активного группового общения. «Утка, утка, гусь», «Поварята», «Комплименты», «Ворона». (см. источник 6) .
Упражнение на развитие памяти.
Зрительной образной (5 предметов) ; «Разрезные картинки», «Какой игрушки не хватает? », «Запомни, что на картинке», «Назови и запомни». (см. источник 1, 3, 4) .
Слуховой образной (4-5 звуков) ; «Запомни ряды слогов и повтори», «Опиши игрушку». (см. источник 4) .
Слуховой вербальной (5 слов) ; «Слова», «Пары слов», «Повтори предложение». (см. источник 3, 4) .
Тактильной (4-5 предметов). «Волшебный мешочек». (Предметы разной фактуры) .Релаксационные упражнения. Снятие мышечного и психологического напряжения. «Могучий лев», «Праздничные свечи», «Пальцы прячутся». (см. источник 6) .
5. Ритуал прощания. Окончание занятия, подведение итогов. «Улыбнитесь друг другу». (см. источник 6) .
4 блок. Развитие речи - 4 занятия.
Ритуал приветствия. Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми. «Поздороваемся за руку». (см. источник 6) .
Игра на установление контакта. Развитие активного группового общения. «Гнездышко», «Передай мячик», «Утка, утка, гусь». (см. источник 6) .
Упражнение на развитие речи. Активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов и развитие словарного запаса; «Наоборот», «Назови слова по образцу», «Назови как можно больше… ». (см. источник 3, 4) .
Умение замечать непоследовательность в суждениях; «Так бывает или нет? ». (см. источник 3, 4) .
Умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; «Найди по описанию», «Опиши игрушку». (см. источник 3, 4) .
Связная речь. «Рассказ по картинке». (см. источник 1, 3, 4) .
Слуховое восприятие речи. «Чистоговорки». (см. источник 3, 4) .
Релаксационные упражнения. Снятие мышечного и психологического напряжения. «Волшебное перо», «Путешествующий шарик», «Макароны». (см. источник 6) .
Ритуал прощания. Окончание занятия, подведение итогов. «Улыбнитесь друг другу». (см. источник 6) .
Список литературы
Источник 1: Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (стимульный материал) / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования). 46 с.
Источник 2: Диагностика и коррекция внимания у детей (стимульный материал) / Осипова. Н., Малашинская Л. И. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
Источник 3: Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет/ Соколова Ю. А. – М. : Эксмо, 2007. – 64 с. : ил. – (Академия дошкольного развития) .Источник 4: Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти – шести лет/ Соколова Ю. А. – М. : Эксмо, 2007. – 64 с. : ил. – (Академия дошкольного развития) .Источник 5: Психологические занятия с дошкольниками «Цветик - семицветик»/ Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. – СПб. : Речь, 2005. – 95 с.
Источник 6: Психологические упражнения для тренингов/ Интернет-ресурс. - http://www.trepsy.net.
Источник 7: Развивающий материал/ ОАО «Радуга», 2008.
Источник 8: Развивающий материал/ ООО «Дрофа-Медиа», 2011.