Презентация к семинару Работа текстом в разных предметных областях как одно из главных условий формирования общеучебных умений и навыков


Практико-ориентированный семинар Кафедра гуманитарных наукМОУ «СОШ им. К.Н. Новикова»г. Качканар, Свердловская область Постановка проблемы По результатам исследования PISA наши школьники при проверке грамотности чтения (включая задания на работу с текстом) показывают удручающие показатели: в 2010г.- 462 место в 2011г. – 442 место в 2012г. – 440 место Анализ результатов ГИА-9 Не могут качественно обработать информацию, полученную из текста;Плохо определяют главную идею прочитанногоНечетко отделяют главную и второстепенную информацию;Испытывают трудности при интерпретации текстаС трудом приводят доводы в защиту своего мнения (не используя предложенный текст и другие источники информации) Опорные слова Информационная компетентностьТекстОбщеучебные умения и навыкиусловия Тема семинара Работа текстом в разных предметных областях как одно из главных условий формирования общеучебных умений и навыков Цель Расширить представления о системе работы с учебными текстами * Содержание образования в ФГОС Предметное Метапредметное(историко-литературные, (универсальные теоретико-литературные учебные действия) знания, лингвистические, речеведческие, умения анализировать текст, функциональная грамотность) * Место учебно-информационных универсальных действий среди других УУД Виды универсальных учебных действий (в ФГОС) Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные (саморегулятивные) Общеучебныеучебно-информационные УД логические знаково-символические * Перечень учебно-информационных универсальных действий (ФГОС) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний;смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;определение основной и второстепенной информации;свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; адекватное, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подобно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Учебно-информационные универсальные действия - УУД, входящие в блок познавательных общеучебных УД, обеспечивающие взаимодействие школьников с информацией в учебно-познавательной деятельности и в широком контексте социальной коммуникации. Их основу составляют обобщенные способы действий понимания и создания текстов, применяемые к учебным и научным текстам любой предметной области, требующие актуализации опыта личности как целого и опирающиеся на предметные лингвистические знания и умения. * Учебно-информационные умения - Операциональная составляющая: освоенные универсальные действия (понимания и создания текстов) + личностная составляющая: внутри личностные условия (высокий уровень рефлексивности, значительный объем знаний о мире, концептов, развитая система личностных смыслов, развитость логического, теоретического мышления и др.)Предметно -метапредметные и интегрирующие по своему характеру (лингвистические знания и умения + обобщенные способы, применяемые к учебным и научным текстам любой предметной области, востребующие актуализации опыта личности как целого). * Операциональная составляющая (ядро учебно-информационных умений): Понимание научного текста опирается на анализ логико-смысловой структуры текста и интерпретацию его смысла.Создание вторичного текста опирается на процесс понимания и знание определенных лингвистических средств. Умения работать с письменными текстами Умения работать с художественным текстом.2. Умения работать с учебным (научным) текстом. Умения работать с учебным (научным) текстом: Извлекать и перерабатывать информацию (выделять главное, структурировать, осуществлять смысловую компрессию)Оценивать информацию и способ ее подачи (с точки зрения достоверности, актуальности, логичности, аргументированности и т.д.)Создавать вторичные тексты на основе исходного научного текста (пересказы, изложения, конспекты, аннотации, рефераты) Логика наращивания уменийОсновная школа 1 этап чтение и понимание вторичных научных текстов со сравнительными отношениями (сравниваются произведения, герои ).2 этап создание сравнительной таблицы на основе прочитанного.3 этап связный пересказ текста со сравнительными отношениями с использованием соответствующей лексики: ученый сравнивает…, находит отличия…, общее он видит в том, что …4 этап создание сравнительной таблицы (характеристика героев, сюжетов, эпизодов и т.д. на основе анализа текста)5 этап создание собственного вторичного текста сопоставительного характера с использованием различных средств создания сравнительных отношений. 9-11 класс 6 этап чтение и понимание научных текстов, в которых сопоставляются разные точки зрения на одно и то же явление; пересказ текстов, в которых содержится сопоставление точек зрения.7 этап сопоставление вторичных научных текстов (разных интерпретаций одного и того же героя, произведения и т.д.), создание собственного текста-сопоставления разных точек зрения. * Перечень осваиваемых умений по пониманию: извлечение явно выраженной информации из учебного текста;выделение предмета речи - темы (о чем идет речь?);выделение суждения (что именно говорится?);определение оценки, данной явлению автором, определение коммуникативной задачи автора текста;анализ логико-смысловой структуры текста - узнавание смысловых фрагментов текстов, построенных по схемам: факт, объект - характеристика, определение (логическое определение); событие, факт, суждение - иллюстрация, приведение примеров; тезис - доказательство; объект – объект (сравнение, противопоставление); событие, факт- вывод;оценка информации с точки зрения ее достоверности. * Результаты обучения операционально-действенный компонент: сформированность способов действий понимания и создания текстов личностный компонент: развитие рефлексивных качеств, диалогического мышления, субъектностиположительные эффекты в учебной деятельности: повышение самостоятельности школьников при работе с информацией, повышение качества усвоения предметного материала, а также подготовки к части С в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию Работа в секциях Секция 1: «Формирование исследовательских умений и навыков у школьников в процессе работы над текстами на уроках английского языка как механизм лингвистического развития и повышения уровня функциональной грамотности обучающихся»Секция 2: «Эффективные методы и приемы формирования навыков работы с текстами разных стилей и жанров при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку»Секция 3: «Исследовательские приемы работы с текстами на уроках истории и обществознания как средство развития информационной компетентности» Рефлексия Завершите фразу:Я узнала, что…Я сделала для себя открытие: …В своей работе я буду применять … http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамкаhttp://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильницаhttp://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книгиhttp://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с перомhttp://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.pngсвитки Интернет – ресурсы: