Буклет Развитие познавательных процессов (для родителей дошкольников)

Школьное обучение предъявляет высокие требования к вниманию ребенка. Он не только должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать свое внимание в течение всего урока, а это много! Ребенок также не должен отвлекаться на посторонние дела. Хорошее внимание – важнейшее условие успешного школьного обучения.
Успехи малыша в школе во многом зависят от его памяти. Маленькие дети запоминают много самой различной информации. Достаточно прочитать малышу стихотворение несколько раз, и он уже сам рассказывает его наизусть. Однако, память маленького ребенка непроизвольна, то есть он запоминает то, что запомнилось, потому что было интересно. Ребенок не ставит перед собой задачу: мне надо запомнить это стихотворение.
С поступлением в школу приходит время произвольной памяти. В школе ребенку придется запоминать большие объемы информации. Он должен запомнить не то, что интересно, а то, что нужно, да еще столько, сколько нужно.
При поступлении ребенка в школу оценивается слуховая и словесно-логическая память. По времени, протекающему между запоминанием и воспроизведением, выделяют долговременную и кратковременную память.
Многие родители считают, что залогом успеха в обучении является умение читать, писать и считать, но часто этого оказывается недостаточно.
Большую роль в усвоении школьных знаний играют воображение, мышление. Слушая объяснения учителя, ребенок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в своей жизни, представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной учебы в школе необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитым воображением и мышлением.
Будучи необходимым этапом познания, восприятие тесно связано с мышлением, памятью и вниманием. Это не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой творческий процесс. Задания ориентированы на формирование и стимулирование разных видов восприятия – восприятия предметов в совокупности их свойств, а также движений, пространства, времени, людей и отношений.
УСПЕХОВ ВАМ
И ВАШИМ ДЕТЯМ!
МДОУ Старомайнский детский сад №2 «Василек»
общеразвивающего вида

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКА

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Подготовил учитель-логопед Никонова Е.А.

Январь, 2016 г.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ
 ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ
Цель игры: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета. Необходимые материалы: стол, 1015 различных предметов.
Ход игры На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы (если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами). Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них.
ПОИСК ПО ПАМЯТИ
Цель игры: развить память, координацию, внимание. Необходимые материалы: различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки).
Ход игры Эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо вашему ребенку. Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 23 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска. НАТЮРМОРТ
Цель игры: развить зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности. Необходимые материалы: поднос, 510 небольших предметов, которые можно разложить на этом подносе.
Ход игры Сядьте за стол, поставьте на него поднос и разложите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.
ГОРНАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: развить внимание, память, умение концентрироваться. Необходимые материалы: 2 листа бумаги и 2 карандаша.
Ход игры В этой игре могут принимать участие, как минимум, два игрока.
Всем участникам раздаются листы бумаги и карандаши. Каждый самостоятельно рисует свою тропинку. Главное условие: она должна состоять из ровных линий. Количество этих линий может быть различным. Начинать можно с 5 линий, постепенно усложняя до 1020.
После того как ребята нарисовали свою тропинку, нужно разделиться на пары (если количество игроков больше 4). В каждой паре выбирается участник, который будет первым начинать игру. Этот ребенок (или взрослый), прикрывая свой рисунок руками, должен словами его описать (например, первая линия идет наверх, вторая влево, третья вниз, четвертая влево, пятая наверх). Второй участник должен запомнить этот рисунок, не записывая его. Если с первого раза он не запомнил, то можно еще раз повторить. После этого он должен проговорить рисунок этой тропинки, но в обратном порядке.
ЭМОЦИИ  Цель игры: развить внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации. Необходимые материалы: 6 карточек, на которых должны быть схематично изображены различные состояния человека. Например, радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Незнакомый рассказ или сказка.
Ход игры. Все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены па карточках. Ребенок должен внимательно слушать, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это состояние. В этой игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.
 ЛОГИЧЕСКИЕ ПАЗЛЫ
Цель игры: развить внимание, усидчивость, аккуратность, целеустремленность, аналитические способности. Необходимые материалы: чистые листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, небольшой рассказ из нескольких предложений.
Ход игры Дайте ребенку цветные карандаши и чистый лист бумаги. Предложите ему нарисовать какой-нибудь рисунок (или возьмите готовый рисунок) Когда он выполнит это задание, разделите рисунок на равные части (например, на 9 частей). Возьмите ножницы и предложите ребенку самому разрезать картинку.
Затем предложите ему отдохнуть, а сами в этот момент на обратной стороне элементов рисунка напишите приготовленный заранее текст по одному предложению на каждом элементе. Причем располагаться предложения должны так, чтобы ребенок, сложив их в правильный текст и перевернув, получил свою картинку.
15