Презентация для учителей начальных классов Смысловое чтение, как метод достижения метапредметных и предметных результатов


Чтение и различные виды работ с текстовой информацией способствуют развитию устной и письменной речи и преодолению ее отклонений у учащихся с общим недоразвитием речи. Исследования речевых нарушений младших школьников показывают, что даже к 3-му классу чтение и письмо у данной категории детей значительно отстаёт от нормы. 1.Фонематической дислексии;2.Аграмматической дислексии;3.Семантической дислексии;4.Оптической дислексии;5 Мнестической дислексии. 1.Фонематической дислексии- используются методы: на запоминание и воспроизведение ряда звуков, слогов, слов начиная с 2 – 3 элементов доводя их до выделения заданного звука из ряда, нахождение общего звука в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. За-са/ са-са са-за за-са за-засок/ сук сок кос коса сок окссвист сойки/ свист сайки свист сойки 2.Аграмматической дислексии- используются методы: на согласование слов словосочетаниях и предложениях, подбору слов антонимов, синонимов, паронимов, составление словесного описания по ключевым словам. 3.Семантической дислексии- используется метод Дейвиса, прорисовывания картинок, лепка букв, слов, обведение трафаретов, печаток. 4.Оптической дислексии- используются методы на сравнение и поиск отличий, восстановления деформированного ряда, распознавание контурных, точечных или пунктирных изображений; шифровки, использование корректурных проб, расчленение изображения предмета, буквенный конструктор. Различение правильно и зеркально – изображённых буквенных знаков. 5 Мнестической дислексии- на запоминание и воспроизведение ряда звуков, слогов, слов начиная с 2 – 3 элементов доводя их до выделения заданного звука из ряда, нахождение звука в словах, слова в словосочетаниях, словосочетания в предложениях. определяются двумя междисциплинарными программами «Чтение. Работа с информацией» и «Программа формирования УУД», а также указаны в программе УМК «Перспективная начальная школа» по всем предметным областям. Смысловое чтение, как метод достижения метапредметных и предметных результатов осмысление цели чтениявыбор вида чтения ИЗВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ПРОСЛУШАННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей- художественного- научного;- публицистического; - официально- делового ПОНИМАНИЕ И АДЕКВАТНАЯ ОЦЕНКА ЯЗЫКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ находить в тексте сведения и факты, заданные в явном видеопределять тему и главную мысль текста делить текст на смысловые части, составлять план текставычленять основные события, устанавливать их последовательностьсравнивать объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки понимать: 1. информацию, представленную в неявном виде (выделять общие признаки группы элементов, характеризовать явление по его описанию, приводить примеры, доказывающие утверждение)2. информацию, представленную разными способами - словесно; - в виде таблицы, схемы, диаграммы 3. текст, опираясь на жанр, структуру, выразительные средства использовать различные виды чтения - ознакомительное; - изучающее; - поисковоеориентироваться в словарях и справочниках, соответствующих возрасту ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ С ТЕКСТОМПРЕДТЕКСТОВЫЙТЕКСТОВЫЙ ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ1. Работа с заголовком.2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.4. Работа с новой лексикой и определение тематики, проблематики текста на основе языковой догадки.5. Чтение вопросов, утверждений по тексту, определение его тематики, проблематики.6.Ответы на вопросы до чтения текста. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 1 этап 1. Найди/выбери/прочти/соедини/вставь2. Догадайся:- о значении слова по тексту;- как будут развиваться события во 2 части (главе) текста 2 этап- вставьте пропущенные термины;- заполнение таблицы;- составление плана текста;- выбор заголовка к тексту;- заполнение пропусков;- верные/неверные утверждения;- соотнесения картинок с предложениями из текста;- логическая перегруппировка предложений;- деление текста на пункты;- собери текст;- чтение «с пометками»;- «тонкие» и «толстые» вопросы;- кластеры. Послетекстовые задания1. Докажи, что …2. Охарактеризуй …3. Рассказ текста от другого лица.4. С каким из данных выражений был бы согласен автор?5. Кратко изложи содержание текста.6. Придумай новый конец текста.7. Тестовые задания.8. Изложения. Своевременная коррекция нарушений чтения с использованием различных форм и видов работ по формированию навыков смыслового чтения позволит обучающимся при переходе в основную школу успешно решать учебные задачи, связанные с поиском, преобразованием, структурированием, интерпретацией информации. А также позволяет осуществлять взаимодействие логопеда и учителя начальных классов направленное на формирование единой системы педагогического воздействия на учащегося с целью получения эффективных результатов коррекции нарушений чтения.