Урок-конференция по математике и информатике «Дифференциальные уравнения в различных областях знаний»

Урок-конференция по математике и информатике
«Дифференциальные уравнения в различных областях знаний»


Цели и задачи урока.
Образовательные:
активизировать знания по математике по теме «Дифференциальные уравнения»;
показать практические применение полученных знаний в различных предметах школьного курса: физики, биологии, экономики;
представить итог выполнения задания в форме конкретного результата, оформленного в виде доклада и презентации;
показать использование информационных технологий при создании и защите проектов.
Развивающие:
сформировать целостную естественно научную картину мира через предметные связи математики, физики, биологии, экономики и информатики;
сформировать умение видеть применение абстрактных математических понятий, в частности, математических уравнений, в других предметных областях школьного курса;
сформировать умение самостоятельно работать с дополнительными источниками информации и самостоятельно обрабатывать полученную информацию;
развить познавательные и творческие способности учащихся;
сформировать самостоятельность и креативность учащихся.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма, ответственность за результаты своего труда;
развивать сотрудничество между учащимися и с учителями;
совершенствовать навыки групповой работы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Пояснительная записка. Этот урок является заключительным уроком в теме «Дифференциальные уравнения» и имеет важнейшее мировоззренческое значение. Урок формирует целостную естественно научную картину мира через предметные связи математики, физики, биологии, экономики и информатики. Позволяет увидеть за математическими соотношениями явления и процессы окружающего нас мира, преодолеть абстрактность формул. Урок способствует формированию культуры выступления, чувства коллективизма, ответственности за результаты своего труда.

Урок включает в себя:
методы ИКТ;
технологию исследовательского обучения;
технологию надпредметного проектного метода.

Итогом урока станет защита проектов каждой группой учащихся. Через свои работы учащиеся продемонстрируют, как абстрактные понятия математики находят широкое практическое применение в различных областях человеческой деятельности. Тем самым, преодолев абстрактность математических уравнений, увидят окружающий нас мир через предметные связи математики, физики, биологии, экономики и информатики.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная доска.
Учебное пособие: Виленкин H.Я, Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и начала математического анализа (профильный курс), 11 класс, Мнемозина, 2008
Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. Под ред. Макаровой Н.В. СПб., Питер, 2009

Работа над проектом проводится в несколько этапах.
1. Подготовительный этап.
1.1. Учащимися должны быть усвоены основные понятия раздела «Дифференциальные уравнения» курса алгебры и начал анализа.
1.2. Учитель математики:
1.2.1. предлагает учащимся организовать группы для работы над проектом;
1.2.2. предлагает темы докладов, в которых необходимо описать различные процессы: физические, экономические, биологические с применением дифференциальных уравнений.
Примерные темы докладов:
Сложные проценты.
Борьба за выживание с точки зрения математиков. Вывод формулы органического роста.
Использование дифференциальных уравнений в биологии.
Гармонические колебания.
Радиоактивный распад вокруг нас.
Учащиеся получают домашние задания за 1 месяц до защиты проекта, предполагающие поиск информации, самостоятельную работу с дополнительной литературой, написание и оформление докладов и презентаций;

Учитель математики
осуществляет промежуточный контроль учащихся;
помогает в подборе источников информации;
обсуждает практические задачи, которые могут быть решены с использованием выбранной модели и которые должны быть рассмотрены в работе.

Учитель информатики повторяет с учащимися:
понятие информационных моделей;
этапы создания моделей, выявление существенных свойств процессов, принятые допущения и ограничения;
формализацию;
формулирует требования, предъявляемые к оформлению рефератов и презентаций, помогает в работе над электронными документами проекта.
Работа над проектом.
Учащиеся распределяют роли в группе при работе над проектом, разрабатывают план проекта;
На уроке информатики проводят поиск необходимой информации в Интернет ресурсах, оформляют электронные документы проектов;
В часы дополнительных занятий в кабинете информатики проверяют демонстрацию презентаций на электронной доске. Используют сканер, принтер.
3. Защита проекта.
Проводится в компьютерном классе с использованием интерактивной доски в форме открытого урока, на который приглашаются учителя разных предметов. Каждая группа выступает с докладом по выбранной теме, демонстрирует свою презентацию.
Подведение итогов.
Все участники проекта получают благодарность. Выставляются оценки по каждому проекту. Учитывается полнота раскрытия темы, наличие практической задачи, четкость и логичность изложения доклада, визуальное представление материала. Особо отмечается наличие анимационных моделей в презентациях, иллюстрирующие процессы, которые рассматриваются в проектах. Учащиеся, которые являются руководителями отдельных групп, выставляют предварительные оценки каждому участнику группы за его вклад в разработку и осуществления проекта.
По результатам проведенного урока можно сделать следующие выводы:
Публичное представление учащимися результатов своего труда способствует формированию навыков выступлений перед аудиторией. Форма организации обучения в группах дает положительные результаты: развивает способность к сотрудничеству, укрепляет межличностные отношения, способствует формированию качеств лидера группы, способного организовать работу пока еще в маленьком коллективе.
Технология проектов по рассмотренной теме стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам курса алгебры и начал анализа, показывает практическое применение полученных знаний в физике, биологии, экономике. Проведенный урок наглядно продемонстрировал, как абстрактные понятия математики находят широкое практическое применение в различных областях человеческой деятельности. Позволил увидеть за математическими соотношениями явления и процессы окружающего нас мира, преодолеть абстрактность формул. Способствовал формированию целостной системы знаний, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
Навыки работы учащихся в различных программных средах необходимы в обучении при создании и оформлении различных творческих работ, рефератов, докладов по разным предметам школьного курса. Владение компьютерными технологиями является неотъемлемой составляющей профессиональных качеств любого специалиста.
15