План-конспект урока по русскому языку Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные (6 класс)


Тема: Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.
Цель: Создать условия для формирования умения различать стилистически нейтральные и стилистически окрашенные; углубление знаний о фразеологизмах нейтральных и стилистически окрашенных.
Ход урока:1. Орг. момент
2. АОЗ
Проведение тестовых заданий в форме ОГЭ
1. Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы
2. Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. 
2)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.    
3)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.
4)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было.       
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
2)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
4)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы и целей урока
Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений; анализировать способы создания художественных образов. Материал для наблюдений — упражнение 215.
4. Работа над темой
Знакомство с теоретическим материалом ст.108
Осознание полученных знаний упражнение 213
5. Закрепление
1.Заменить фразеологические обороты словами-синонимами.К какому разряду относятся данные фразеологизмы (Слайды.)
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; куры не клюют; кожа да кости.
2. Упражнение 214. (устно)
3. Фразеологические загадки.
Отгадайте, о чем идет речь.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.
Её набирают в рот, когда молчат.
Его держат за зубами.
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание
Параграф 27, задание 1 ст.110