Программа кружка Текстильный дизайн


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
С. Арыскан муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
668216, Республики Тыва, Улуг-Хемский район, п. Арыскан, улица Гагарина, д.29
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
заместителем директора по приказом директора школы
воспитательной работе. №______ от «____»___________ ______________/Бадарчи В.В./ _______________/Кыргыс Ч.М./ от «___»_______________2015г
ПРОГРАММА
кружка «ТЕКСТИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН»
направление: художественно-эстетическое
Программа рассчитана: для учащихся от 9-15 лет
Срок реализации: 3 года
Руководитель: Шивидек Алимаа ШогжаловнаВид программы: типоваяТип: дополнительное образование
с. Арыскан
Пояснительная записка
Дизайн (англ. design – проектировать, конструировать) — художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий. Текстильный дизайн способен преобразить интерьер до неузнаваемости, обеспечить эмоционально-положительное восприятие условий жизни. Сочетание дизайна и текстиля меняют облик помещения, делая его комфортным, функциональным и уютным.
В область текстильного дизайна также включаются и изделия, выполненные в декоративных и утилитарных целях не только для интерьера, но и для украшения человека. Это художественно выполненная одежда, бижутерия, аксессуары и т.д.
Невнимание к текстильным деталям в интерьере и внешнем виде человека приводит к диссонансу и дисгармонии. Чаще всего эту проблему решают, обращаясь к дизайнерам, стилистам. Но лишних затрат можно избежать, если научиться самим создавать гармонию с помощью текстильных изделий. Вещи, сделанные своими руками, в последнее время становятся особенно актуальными. Эта работа требует мастерства, чувства цвета и композиции, художественного вкуса.
Возможность обучения созданию дизайнерских вещей из текстиля предоставляют занятия в объединениях по интересам в сфере декоративно-прикладного творчества, в частности программа кружка «Текстильный дизайн». Программа имеет художественно-эстетическую направленность, объединяет несколько видов деятельности.
Войлоковаляние – создание войлока – нетканого материала, получаемого в процессе валяния из овечьей шерсти. Художественные качества войлока крайне широки, а изготовление различных декоративных и утилитарных изделий позволяет развить конструктивное и креативное мышление.
Батик – роспись по ткани красками на водной основе. Занятия батиком помогают развитию воображения, фантазии, пространственного мышления, а также формируют аккуратность.
Вышивка лентами – эффектный и быстрый способ вышивки, в котором вместо нити используются атласные ленты различной ширины; позволяет украшать бытовые предметы, развивая чувство прекрасного.
Пэчворк – лоскутная техника, которая дает возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, приучает к аккуратности.
Авторская кукла – часть современного декоративно-прикладного искусства, собирающая в себе многие его виды. Прежде всего, учащиеся знакомятся с пропорциями человеческого тела и его стилизацией, учатся элементарным приемам кройки и шитья одежды на человека, использованию нетрадиционных материалов в создании кукол.
Изделия, выполненные в вышеперечисленных техниках, могут стать изюминкой в одежде человека или интерьере. Эти техники позволяют создать бесчисленное множество композиций, как по форме, так и в цветовых сочетаниях, предоставляя возможность экспериментировать.
Декоративно-прикладное искусство, работа с различными материалами –средство гармоничного развития учащихся, который дает углубленное знание о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Полученный учащимися объем знаний и умений может стать первым шагом на пути к новой профессии.
Актуальность программы кружка «Текстильный дизайн» в том, что стремление к новому и прекрасному естественно для любого человека, а для ребенка – это ещё и способ творческой самореализации. Занятия различными видами декоративно-прикладного творчества ведут к развитию важных для ребенка физических и психических качеств: мелкой моторики, усидчивости, самостоятельности, культуры труда и прочих качеств, необходимых человеку в современном обществе. Именно в подготовке современного творческого человека, умеющего реализовать себя в разнообразных видах декоративно-прикладного искусства и состоит замысел предлагаемой программы.
Занимаясь в кружке, учащиеся не только приобретают навыки работы с текстилем, но и учатся находить новые, неожиданные решения при изготовлении элементов интерьера и одежды. Новизна данной программы в том, что учащиеся используют известные им материалы (текстиль) в новой интерпретации, познают ранее неизвестные им техники работы, а также изучают большой спектр изделий из текстиля – от украшений до арт-объектов.
В содержании программы предполагается знакомство с историей и культурой, использование культурологических, этно-художественных знаний, что позволяет приобщить учащихся к народному декоративно-прикладному искусству Тывы, мировому культурному наследию и сформировать гармоничное отношение к окружающему миру.
Цель программы: формирование у учащихся эстетического вкуса и креативного мышления на основе традиционных и современных видов работы с текстилем; развитие у них художественных и творческих способностей.
Задачи:
знакомить с историей и традициями народных художественных ремесел;
обучить основным приёмам и техникам работы с текстилем;
развивать способность принимать нестандартные решения, искать новые сочетания материалов, цветов, фактур;
формировать гармоничное отношение к окружающему миру и декоративно-прикладному искусству в частности;
воспитывать аккуратность, бережливость в работе с материалами, усидчивость и умение доводить начатое до конца.
Программа кружка по интересам дифференцирована с учетом возраста и личностных особенностей обучающихся; имеющихся знаний, умений и навыков; готовности и способности каждого участника образовательного процесса к выполнению более сложных изделий. В связи с этим данная программа предполагает также выполнение творческих заданий повышенной сложности, что позволяет развивать и совершенствовать креативное мышление и мастерство, экспериментировать и создавать новые оригинальные изделия.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся от 9 до 15 лет. Реализация программы рассчитана на 3 года 204 часа, в год 68 часов, в неделю по 2 часа.
Набор учащихся в кружок осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных знаний. Главным условием приема учащихся остается их собственное желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Группы кружка формируются в составе учащихся разного возраста и с разным опытом прикладного творчества.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для занятий должен соответствовать санитарным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, правилам безопасной работы. В помещении должен соблюдаться режим проветривания, освещения, систематической уборки.
Материалы и инструменты
Для валяния: шерсть непряденая, разных цветов, пленка для упаковки хрупких изделий с воздушными пузырьками (1 м на каждого учащегося), мыло детское, иголки для валяния, кипятильник (электрочайник для подогрева воды), полиэтиленовая пленка, простыня (мягкая ткань).
Для текстильных кукол и пэчворка: ткани различного качества, иголки, нитки, картон для выкроек, швейная машинка.
Для батика: краски для батика (4-5 цветов), ткань х/б (бязь, мадаполам), кисти мягкие, полиэтиленовая пленка, нитки, рамка (подрамник), кнопки. Для вышивки лентами: ленты атласные различных цветов и ширины, ткань крупного переплетения, иглы с большим ушком, нитки, бисер.
Для кукол: ткань, полимерный пластик, инструменты для лепки, клей ПВА, клей «Момент», синтепон, краска акриловая для тонирования и росписи кукол, кисти, иголки, нитки. Ткань, бумага, прочие материалы для декорирования, по выбору учащихся.
Учебно-тематический план

п/п Наименование разделов, тем
Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. История текстиля и его роль в жизни человека 4 4 4
2 Валяние войлока 64 3 61 64
3 Роспись по ткани. 28 2 26 28
4 Вышивка лентами 40 4 36 40
5 Пэчворк 30 4 26 30
6 Текстильные куклы 18 2 16 18
7 Куклы из пластика 20 2 18 20
8 Итоговая выставка работ 6 6 6
Содержание программы
1. Вводное занятие (4 ч.) Текстильный дизайн: история, примеры. Роль текстиля в жизни, основные текстильные изделия. Изучаемые техники, технологии и материалы – краткое описание. Знакомство с необходимыми для работы материалами и инструментами. Правила безопасной работы.
2. Валяние войлока (64 ч.) История войлоковаляния. Технология валяния: мокрое валяние, бесшовное валяние объемных изделий, нуно-фелтинг, войлочные шарики, сухое валяние.
Практические занятия. Изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу. Оформление работ. Валяные подушки-игрушки. Эскизы подушек. Технология цельноваляного (бесшовного) изделия. Цветовая гармония. Оформление подушки, детали. Грелки на чайник. Выполнение собственной модели. Войлочные шарики. Варианты применения войлочных шариков. Изготовление коллективной работы – декоративной занавеси из шариков. Сухое валяние. Эскизирование и изготовление мелких сувенирных игрушек.
Работа повышенной степени сложности: выполнение батлеечных кукол в технике сухого и мокрого валяния.
3. Роспись по ткани (28 ч.) История росписи по ткани, виды и техники. Технология узелкового батика. Технология контурного батика. Цветовая гармония.
Практические занятия. Основные приемы завязывания узелков. Окрашивание. Сушка. Закрепление батика. Изготовления набора салфеток. Панно в контурной технике. Разработка эскиза. Закрепление ткани на раме. Перенос эскиза и нанесение контура. Окрашивание в несколько слоев. Закрепление батика. Оформление панно. Панно в технике свободной росписи. Подготовка грунта, нанесение рисунка, росписи.
Работа повышенной степени сложности: соединение батика и войлока.
4. Вышивка лентами (40 ч.) История вышивки лентами. Основные приемы вышивки лентами. Оформление окна – композиция, дизайн.
Практические занятия. Изготовление брошек, открыток, салфеток. Панно с использованием батика и вышивки лентами. Сувениры к Новому году. Рождественские сапожки, рамки для фото, ёлочные игрушки (шарики из войлока).
Работа повышенной степени сложности: соединение войлока и вышивки лентами (сумочки, обложки для блокнотов).
5. Пэчворк (30 ч.) История техники пэчворк. Виды узоров в технике пэчворк, основные приемы соединения лоскутков. Композиция и цвет.
Практические занятия. Игольница-звезда. Лоскутный мячик. Прихватки. Подушки (подбор узора, тканей, раскрой, сшивание и оформление).
Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и печворка, создание панно.
6. Текстильные куклы (18 ч.)
Текстильные куклы в тувинской культуре. Образ куклы-Тильды, разработка эскизов.
Практические занятия. Текстильные куклы Тильды – раскрой, сшивание, одежда, аксессуары.
Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка.
7. Куклы из пластика (20ч.) История и значение куклы в мировой культуре. Основы лепки из пластика, разработка эскизов куклы-фентези.
Практические занятия. Кукла-фентези из пластика: продумывание образа, лепка, изготовление туловища, изготовление одежды из ткани, бумаги, природных материалов с использованием техник, изученных за год.
Работа повышенной степени сложности: создание куклы из нетрадиционных материалов.
8. Итоговая выставка работ (6 ч.) Отбор лучших работ за год. Оформление выставки. Анализ работы за год.
Календарно-тематический план 1 год
№ п/п Наименование раздела, темы
Кол-во часов Теория Прак
Всего
Дата проведения
1
1. Вводное занятие (4 ч.) Текстильный дизайн: история, примеры. Роль текстиля в жизни, основные текстильные изделия. Изучаемые техники, технологии и материалы – краткое описание 2 2 2 04.09
2 Знакомство с необходимыми для работы материалами и инструментами. Правила безопасной работы. 2 2 2 11.09
3 Валяние войлока. История войлоковаляния. Технология валяния: мокрое валяние 2 1 1 2 18.09
4 Выполнение простых работ в технике мокрого валяния 2 2 2 25.09
5 Бесшовное валяние объемных изделий 2 2 2 02.10
6 Бесшовное валяние объемных изделий 2 2 2 09.10
7 Нуно-фелтинг2 2 2 16.10
8 Нуно-фелтинг2 2 2 23.10
9 Войлочные шарики 2 2 2 30.10
10 Войлочные шарики 2 2 2 13.11
11 Сухое валяние. 2 2 2 20.11
12 Сухое валяние. 2 2 2 27.11
13 Изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу. 2 2 2 04.12
14 Изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу. 2 2 2 11.12
15 Оформление работ. Валяные подушки-игрушки. Эскизы подушек. 2 2 2 18.12
16 Оформление работ. Валяные подушки-игрушки. Эскизы подушек 2 2 2 25.12
17 Технология цельноваляного (бесшовного) изделия. Цветовая гармония. 2 2 2 15.01
18 Оформление подушки, детали. 2 2 2 22.01
19 Оформление подушки, детали. 2 2 2 29.01
20 Грелки на чайник. 2 2 2 05.02
21 Грелки на чайник. 2 2 2 12.02
22 Выполнение собственной модели. 2 2 2 19.02
23 Выполнение собственной модели. 2 2 2 26.02
24 Войлочные шарики. Варианты применения войлочных шариков. 2 2 2 04.03
25 Войлочные шарики. Варианты применения войлочных шариков. 2 2 2 11.03
26 Изготовление коллективной работы – декоративной занавеси из шариков. 2 2 2 18.03
27 Изготовление коллективной работы – декоративной занавеси из шариков. 2 2 2 25.03
28 Изготовление коллективной работы – декоративной занавеси из шариков. 2 2 08.04
29 Сухое валяние. Эскизирование и изготовление мелких сувенирных игрушек. 2 2 2 15.04
30 Сухое валяние. Эскизирование и изготовление мелких сувенирных игрушек. 2 2 2 22.04
31 Выполнение батлеечных кукол в технике сухого и мокрого валяния. 2 2 2 29.04
32 Выполнение батлеечных кукол в технике сухого и мокрого валяния. 2 2 2 13.05
33 Выполнение батлеечных кукол в технике сухого и мокрого валяния. 2 2 2 20.05
34 Оформление выставки. Анализ работы за год. 2 2 2 27.05
итого 68 7 61 68 Календарно-тематический план 2 год
№ п/п Наименование раздела, темы
Кол-во часов Теория Прак
Всего
Дата проведения
1 Роспись по ткани (28 ч.) История росписи по ткани, виды и техники. 2 2 2 2 Технология узелкового батика. 2 2 2 3 Технология контурного батика. Цветовая гармония 2 2 2 4 Основные приемы завязывания узелков. 2 2 2 5 Окрашивание. Сушка. 2 2 2 6 Закрепление батика. Изготовления набора салфеток. 2 2 2 7 Панно в контурной технике. Разработка эскиза. 2 2 2 8 Закрепление ткани на раме. 2 2 2 9 Перенос эскиза и нанесение контура. Окрашивание в несколько слоев. 2 2 2 10 Закрепление батика. Оформление панно. 2 2 2 11 Панно в технике свободной росписи. Подготовка грунта, нанесение рисунка, росписи. 2 2 2 12 Работа повышенной степени сложности: соединение батика и войлока. 2 2 2 13 Работа повышенной степени сложности: соединение батика и войлока. 2 2 2 14 Работа повышенной степени сложности: соединение батика и войлока. 2 2 2 15 Вышивка лентами (40 ч.) История вышивки лентами 2 2 2 16 Основные приемы вышивки лентами. 2 2 2 17 Оформление окна – композиция, дизайн. 2 2 2 18 Практические занятия. Изготовление брошек, открыток, салфеток. 2 2 2 19 Практические занятия. Изготовление брошек, открыток, салфеток. 2 2 2 20 Практические занятия. Изготовление брошек, открыток, салфеток. 2 2 2 21 Панно с использованием батика и вышивки лентами. 2 2 2 22 Панно с использованием батика и вышивки лентами. 2 2 2 23 Панно с использованием батика и вышивки лентами. 2 2 2 24 Сувениры к 8 марту. 2 2 2 25 Сувениры к 8 марту. 2 2 2 26 Рождественские сапожки,
рамки для фото 2 2 2 27 Рамки для фото. 2 2 2 28 Елочные игрушки (шарики из войлока). 2 2 2 29 Елочные игрушки (шарики из войлока). 2 2 2 30 Работа повышенной степени сложности: соединение войлока и вышивки лентами сумочки 2 2 2 31 Соединение войлока и вышивки лентами сумочки. 2 2 2 32 Соединение войлока и вышивки лентами обложки для блокнотов. 2 2 2 33 Соединение войлока и вышивки лентами
обложки для блокнотов. 2 2 2 34 Отбор лучших работ за год. Оформление выставки. Анализ работы за год. 2 2 2 итого 68 6 62 68 Календарно-тематический план 3 год
№ п/п Наименование раздела, темы
Кол-во часов Теория Прак
Всего
Дата проведения
1 Пэчворк (30 ч.) История техники пэчворк. 2 2 2 2 Виды узоров в технике пэчворк, основные приемы соединения лоскутков. 2 2 2 3 Композиция и цвет. 2 2 2 4 Игольница-звезда. 2 2 2 5 Игольница-звезда. 2 2 2 6 Лоскутный мячик. 2 2 2 7 Лоскутный мячик. 2 2 2 8 Прихватки. 2 2 2 9 Прихватки. 2 2 2 10 Подушки (подбор узора, тканей, раскрой, сшивание и оформление). 2 2 2 11 Подушки (подбор узора, тканей, раскрой, сшивание и оформление) 2 2 2 12 Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и пэчворка, создание панно. 2 2 2 13 Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и пэчворка, создание панно. 2 2 2 14 Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и пэчворка, создание панно. 2 2 2 15 Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и пэчворка, создание панно. 2 2 2 16 Текстильные куклы (18 ч.)
Текстильные куклы в тувинской культуре. 2 2 2 17 Образ куклы-Тильды, разработка эскизов. 2 2 2 18 Текстильные куклы Тильды – раскрой, сшивание, одежда, аксессуары. 2 2 2 19 Текстильные куклы Тильды – раскрой, сшивание, одежда, аксессуары 2 2 2 20 Текстильные куклы Тильды – раскрой, сшивание, одежда, аксессуары. 2 2 2 21 Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка. 2 2 2 22 Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка. 2 2 2 23 Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка. 2 2 2 24 Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка. 2 2 2 25 Куклы из пластика (20 ч.). История и значение куклы в мировой культуре. 2 2 2 26 Основы лепки из пластика, разработка эскизов куклы-фентези. 2 2 2 27 Кукла-фентези из пластика: продумывание образа. 2 2 2 28 Кукла-фентези из пластика:лепка, изготовление туловища изготовление одежды из ткани. 2 2 2 29 Кукла-фентези из пластика: изготовление туловища, изготовление одежды избумаги. 2 2 2 30 Кукла-фентези из пластика: изготовление туловища, изготовление одежды из природных материалов с использованием техник. 2 2 2 31 Работа повышенной степени сложности: создание куклы из нетрадиционных материалов. 2 2 2 32 Работа повышенной степени сложности: создание куклы из нетрадиционных материалов. 2 2 2 33 Работа повышенной степени сложности: создание куклы из нетрадиционных материалов. 2 2 2 34 Отбор лучших работ за год. Оформление выставки. Анализ работы за год. 2 2 2 Итого: 68 8 60 68 Ожидаемые результаты
По истечению года занятий в кружке учащиеся должны
знать:
историю развития текстиля и каждой изученной техники;
основные приемы и техники работы с текстилем;
основы цветовой гармонии;
технологии войлоковаляния, батика, пэчворка, вышивки лентами;
технологию создания художественной куклы;
уметь:
применять полученные знания в практической работе;
принимать творческие решения, искать креативные сочетания материалов;
создавать творческие дизайнерские работы в изученных техниках;
использовать и сочетать в работе различные материалы;
соблюдать правила безопасной работы;
приобрести навыки:
практической работы с различными материалами;
аккуратной работы с материалом;
совместной работы в коллективе.
Положительным результатом является устойчивый интерес учащихся к изделиям, выполненным своими руками с высокой степенью аккуратности. Учащиеся должны проявлять интерес к участию в выставках, ярмарках-продажах, фестивалях. Важно сформировать желание продолжать заниматься текстильным дизайном, повышать свой уровень мастерства, совершенствовать навыки и стремиться к новым знаниям.
Литература для педагога
Декоративно-прикладное искусство: программа для специальности 1-03 01 06 01 «Изобразительное искусство»; авт.-сост.Ж.М.Буева. – Гродно: УО “Гродненский государственный университет им. Я. Купалы”, 2004. – 29 с.
Кокарева, И. Живописный войлок: техника, приемы, изделия / И. Кокарева. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009. – 112 с.
Красникова, Г. Всё о войлоке и фильцевании: практ. руководство / Г.Красникова, В. Бублик, М. Мамонова. – М.: ЗАО «Астрея», 2007. – 42 с.
Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: учеб. пособие / Л.Н. Миронова. – Минск., Беларусь, 2005. – 288 с.
Программы для учебных заведений и учреждений внешкольного образования и воспитания / А.С. Желудков, О.П. Котикова, Л.С. Калистратов; под ред. А.С. Желудкова. – Адукацыя i выхаванне. – 1999.
Сущенко, Т.С. Основы внешкольной педагогики / Т.С. Сущенко. – Минск.: Беларуская навука, 2000.
Фронкс, Д.А. Новое в пэчворке и квилте: практ. руководство / Д.А. Фронкс: серия «Секреты мастерства». – М., Ниола-Пресс, 2007. – 96 с.
Шинковская, К. Войлок. Все способы валяния / К. Шинковская. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011 г. – 176 с.
Литература для учащихся
Генсицкая, Н. История одной куклы / Н. Генсицкая. – М.: Слово, 2006. – 64с.
Давыдов, С. Батик. Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / С. Давыдов – СПб.: АСТ-Пресс Книга, 2004. – 184 с.
Денисова, Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника, приёмы, изделия: энциклопедия / Л.Ф. Денисова. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2007. – 120 с.
Журналы «Лена Рукоделие», «Анна», «Ручная работа», «Идеи вашего дома», «Кукольный мастер».
Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. – СПб.: Ладога-100, 2007. – 68 с.
Куклы. 50 мастер-классов: сб. – М.: РКД-Пресс, 2009. – 180 с.
Терешина, Г. Батик своими руками / Г. Терешина: серия «Ручная работа». – М., АСТ-Пресс Книга, 2007. – 88 с.
Чиотти, Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Д.Чиотти; пер. с итал. Т. Сухановой. – М.: АСТ-Пресс, 2001. – 160 с.
Юрина, Н. Куклы. Что есть что / Н. Юрина. – М.: Слово, 2002. – 48 с.