Презентация по истории на тему Рабство в Древнем Риме (5 класс)


Каковы итоги войн Рима с Карфагеном и государствами Восточного Средиземноморья? Покажите на карте государства Восточного Средиземноморья. Каковы причины их поражения в войнах с Римом?
Вспомните, что сказал вождь Бренн римлянам, когда те увидели, как галлы хитрят при взвешивании золота? «Горе побеждённым» - воля победителя закон для завоеванных им земель и народов В покоренных странах римляне вели себя так же, как когда-то галлы захватившие Рим Что привлекало римлян в соседних странах? Как вели себя римляне в покорённых странах? Приведите конкретные примеры и дайте свою оценку римлянам. Что означает слово «провинция»? Можно ли сказать, что к побеждённым римляне относились так же, как отнеслись к ним галлы?

Войны за завоевание Италии, три Пунические войны, война с Македонским царством и завоевание Греции, война с Сирийским царством привели к тому, что Рим установил господство во всем Средиземноморье. Заканчивались эти завоевания для покоренных стран их ограблением и превращением их в провинции. Латинское слово «провинция» означает «побеждённая страна» Кто такие рабы? Дайте ответ, опираясь на слова Варрона Римский учёный Варрон сказал: «Орудия, которыми обрабатываются поля бывают трёх видов: мычащие – быки, немые –лопаты и плуги, и говорящие …» Кого Варрон называл «говорящими орудиями труда»? Итак, не только золото и серебро соседей привлекало римлян. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство военнопленных и мирных жителей. На главном рынке рабов, расположенном на одном из островов Эгейского моря, продавали до 10 тысяч человек в день.Раб – человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца (рабовладельца)


Рабство в Древнем РимеНа какие вопросы мы должны ответить на уроке?
Каковы уже известные вам источники рабства?Римские граждане не могли попасть в рабство за долги: в 326 г. до н.э. долговое рабство для них было отменено.Рабами становились также дети рабов, т.е. распространилось наследственное рабствоПрочитайте п.1 § 49. О каком новом для вас источнике рабства вы узнали? 
Заполните схему: Источники рабства
Большое количество рабов привело к тому, что они стали дешевыми. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Становясь рабом, человек терял своё имя. Ему давали какую-нибудь кличку, нередко презрительную, или называли просто: Перс, Египтянин –по названию его Родины.Положение рабов было очень тяжелым: кормили их очень скудно, одевали в тряпье и рванину, заставляли работать по 17-18 часов в сутки. После нескольких лет работы молодой, сильный раб превращался в калеку. Обессилевших, непригодных для работы рабов отвозили на пустынный остров, где они умирали от голода. Вместо них рабовладелец покупал новых, сильных рабов. Провинившихся рабов подвергали истязаниям, били кнутами, выламывали суставы, подрезали сухожилия На шее раба был ошейник  с надписью: «Держи меня, чтобы я не убежал»; на лице часто выжигали клеймо владельца. Римляне говорили: «Раб должен работать или спать» Объясните, почему рабовладельцы относились к своим рабам так жестоко?
Труд рабов постепенно полностью вытеснил труд свободных людейВспомните природные условия и основные занятия жителей Апеннинского полуострова. Подумайте, где мог использоваться труд рабов?Прочитайте п.2 и п.3. § 49. Где применялся труд рабов?Чем отличалось положение домашних рабов от рабов в имениях, что их объединяло?Заполните схему: Применение труда рабовИспользование труда рабов

Использование труда рабовКаменоломни, рудники, строительство дорогПрислуга в доме рабовладельцаПевцы и музыкантыРазнообразные работы в имениях землевладельцевВрачи, библиотекари, секретари?Один знатный римлянин заплатил за греков, знавших поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею», огромную сумму денег. За нее можно было купить не одно имение.Объясните, почему образованные рабы стоили гораздо больше необразованных?Даже детей знатных римлян учили рабы. В Рим из Греции пришел обычай заводить специального раба-воспитателя для юных граждан. Такой раб всюду следовал за своим маленьким господином, следил за его безопасностью, обучал грамоте. Вспомните, как называли в Греции такого раба?
Жители Рима очень любили развлечения. Однако не только безобидные, когда их развлекали певцы и музыканты.Поэтому одной из категорий рабов стали гладиаторы. Сообщение: гладиаторы на арене амфитеатра Колизей – самый известный римский амфитеатрСамых сильных и ловких рабов отдавали в особые школы. Там их обучали владеть оружием. Таких рабов назвали гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху публике.В самом Риме и в провинциях строили амфитеатры– специальные сооружения для гладиаторских боев. Всего их было построено около 230 В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали боев, как праздника. Толпа всячески подбадривала гладиаторов, ожидая кровавого представления.Судьбу побеждённого, но ещё живого гладиатора решали зрители. Если они поднимали руки, побеждённому оставляли жизнь, если опускали большие пальцы рук вниз, победитель закалывал побеждённого. Слуги крючьями утаскивали трупы Каково ваше отношение к гладиаторским боям?О чём свидетельствует любовь римлян к кровавым зрелищам?
Рабы обеспечивали своих хозяев провизией, занимались воспитанием детей, развлекали римлян. Римляне перестали работать, заниматься науками и искусством, всё за них делали рабы. Это ослабило Рим, привело его к упадку. Римский ученый Колуме́лла писал: «Рабы приносят величайший вредОни плохо пасут скот, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай» Объясните, почему праздный образ жизни, привёл к упадку хозяйства римлян и их нравов? Чему научил вас этот исторический пример?Пир знатных римлян
Используя иллюстрацию, опишите, что происходит в имении римского рабовладельца.Сделайте вывод о положении рабов в Древнем Риме и выразите ваше отношение к этому положениюРимляне говорили, «Сколько рабов, столько и врагов». Объясните смысл этого высказывания.