Урок на тему: Планировка римского дома. (10 класс)


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок 16
Планировка римского дома.
Фреска и мозаика – основные средства декора
Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях
Скульптурный портрет
Марк Юний Брут, Октавиан Август, Константин Великий
(УМК Емохоновой Л.Г., 10 класс)
Учитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Тип урока: урок-созерцание.
Цели урока:
Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.
Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.
Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент. Слово учителя.
Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
Изучение нового материала.
2 – 3 ученика говорят о гибели Помпеи, вспоминают картину К.Брюллова «Последний день Помпеи».
Учитель расставляет акценты.
Впервые жилые дома в нашем понимании начинают возводить в Древнем Риме. Жилые комнаты ориентированы на юг и восток первые многоэтажные дома – инсулы. Виллы предпочитали строить за пределами городов в живописной местности. Вид общественных сооружений (представление римлян о величии) резко контрастировал с простотой архитектуры жилых домов, которые едва оживляли предвыборные воззвания и граффити, часто малопристойного содержания. Жилые дома сочетали простые фасады без окон и великолепный интерьер (внутреннее убранство дома: жилые комнаты располагались вокруг атриума. Позднее в богатых домах получило распространение сочетание атриума с перистилем, лежавшее также в основе плана вилл римской знати.
Дом Трагического поэта и дом Веттиев назван по найденной в таблинии мозаики репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью («берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения. Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры, сценами из Илиады. Дом Трагического поэта находился напротив терм Форума.
Дом Веттиев. Дом небольшой, но богато украшенный, принадлежал торговцам – вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвива и Авлу Веттию Реституту. Стена атрия украшены фризами с амурами и психеями. В вестибюле находится известная фреска с изображением Приама. Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Большое количество фресок иллюстрировали эпизоды мифов, изображения богов.
Работа по карточкам. Задание 1: «Восторженное изумление Европы». Задание 2: «Сходство и различие (Дом Трагического поэта, Дом Веттиев)».
Закрепление нового материала. Беседа по вопросам.
Как назывались первые многоэтажные дома Древнего Рима?
Планировка римской виллы – это…
Сравните термы и Дом Трагического поэта. Назовите главные отличия.
Расскажите о скульптурном римском портрете. Как он появился?
Контроль. Учитель контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы.
Рефлексия. Учитель организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями.
Домашнее задание. Выучить урок 16. Вопросы 1- 2.
Задание 1.Восторженное изумление Европы
Прочтите текст
Сформулируйте ответ на вопрос о том, что вызвало восторженное изумление Европы.
Что за чудо случилось? Источников чистых просили
Мы у тебя, земля, - что же нам шлешь из глубин?
Или есть жизнь под землей? Иль живет под лавою тайно
Новое племя7 иль нам прошлое возвращено7
Римляне, греки, глядите: открыты снова Помпеи,
Город Геракла воскрес в древней своей красоте!
Ф.Шиллер
Этими стихами выразил Шиллер восторженное изумление Европы XVIII в., когда были частично раскопаны античные города Геркуланум (город Геракла), Помпеи и Стабия. Внезапное извержение Везувия в 79 г. н.э. пресекло в них всякую жизнь, но оно же уберегло для потомства весь её декорум.
Страшная гроза сопровождала извержение, потоки дождя увлекли раскалённый пепел, который, высыхая, образовал массу, твердую как камень, подчас толщиной в десять метров. Эта масса покрыла останки людей, застигнутых в бегстве, а то и среди обычных занятий, и она же «законсервировала» жилища со статуями, росписями, мозаикой и предметами домашнего обихода. Многое было повреждено, но, не случись такого несчастья, войны, смена культур и само беспощадное время расправилось бы куда решительнее с этими цветущими маленькими городами на берегу Неаполитанского залива, одного из красивейших в мире, куда приезжали отдыхать богатые римляне.
«В тени порфирных бань и мраморных палат вельможи римские встречали свой закат» (Пушкин). Но в погибших городах было и постоянное население (двадцать тысяч жителей в Помпеях), были ремесленники и рабы, которые обслуживали вельмож.
«Я затрудняюсь назвать какое-либо явление, которое было бы более интересным...» - сказал Гёте.
И в самом деле, невиданная катастрофа, с её бесчисленными жертвами, позволила нам составить себе исключительно полное и яркое представление о жизни людей того времени.
Задание 2Сходство и различие (Дом Трагического поэта, Дом Веттиев)
В чем состояло сходство двух домов – дома Трагического поэта и дома Веттиев
Ответ надо дать в табличной форме.
Задание 3 - ТворческоеСоставьте в любом жанре рассказ, где вообразив себя жителем Древнего Рима, вы опишите свой дом.
Приложение 1
Лирика Древнего Рима
Валерий Катулл
Будем, Лесбия, жить, любя друг друга!
Пусть ворчат старики, - что нам их ропот?
За него не дадим монетки медной!
Пусть восходят и вновь заходят звезды, -
Помни: только лишь день погаснет краткий,
Бесконечную ночь нам спать придется.
Дай же тысячу сто мне поцелуев,
Снова тысячу дай и снова сотню,
И до тысячи вновь и снова до ста,
А когда мы дойдем до многих тысяч,
Перепутаем счет, чтоб мы не знали,
Чтобы сглазить не мог нас злой завистник.
Зная, сколько с тобой мы целовались.
(Перевод С.Шервинского)
***
Друг Лициний! Вчера, в часы досуга,
мы табличками долго забавлялись.
Превосходно и весело играли.
Мы писали стихи поочередно.
Подбирали размеры и меняли.
Пили, шуткой на шутку отвечали.
И ушел я твоим, Лициний, блеском
И твоим остроумием зажженный.
И еда не могла меня утешить.
Глаз бессонных в дремоте не смыкал я,
Словно пьяный, ворочался в постели,
Поджидая желанного рассвета,
Чтоб с тобой говорить, побыть с тобою.
И когда, треволненьем утомленный,
Полумертвый, застыл я на кровати,
Эти строчки тебе, мой самый милый,
Написал, чтоб мою тоску ты понял.
Берегись же, и просьб моих не вздумай
Осмеять, и не будь высокомерным,
Чтоб тебе не отмстила Немезида!
В гневе грозна она. Не богохульствуй!
(Перевод А.Пиотровского)
Немезида – греческая богиня справедливости, почиталась и в Риме.

Фасад римского дома. 2 век до н.э. Помпеи. Реконструкция

Интерьер римского дома. 2 век до н.э. Атриум. Помпеи. Реконструкция

Скульптурный портрет Октавиана Августа. 1 век до н.э. Эрмитаж. Санк-Петербург