Разработка урока литературное чтение во 2 классе на тему: Б.С. Житков. «Храбрый утенок» .


17. 11. 16
Литературное чтение
Урок 41: Б.С. Житков. «Храбрый утенок»
Цели урока: ознакомить детей с творчеством Б.С. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять картинный план; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Ход урока
I.ОргмоментII.Проверка домашнего задания
Пересказ текста Е. Чарушина «Страшный рассказ»
III. Изучение нового материала. Постановка цели урока
1.Рассказ учителя.
Борис Степанович Житков объездил полсвета - Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт, знания и талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.
Житков создал около двухсот произведений и среди них -удивительную книгу «Что я видел». Герой ее - четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений - энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом БорисаСтепановича Житкова «Храбрый утенок».
2.Подготовительная работа.
-Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
руб-ле-ных - рубленых стре-ко-та-ла - стрекотала рас-ска-за-ли - рассказали ис-пу-га-ешь-ся - испугаешься за-жуж-жа-ла - зажужжала по-ло-ман-ным - поломанным
-Читайте целыми словами:
бег - подбегали, убегали рассказ - рассказали испуг - испугаешься еда - наедались
-Прочитайте скороговорку:
Уточка-вертихвостка Ныряла да выныривала, Выныривала да ныряла.
3.Первичное чтение.
Дети читают рассказ цепочкой.
-9817104748530004. Проверка понимания содержания и смысла рассказа.
Понравился рассказ?
О чем рассказ?
Как хозяйка кормила утят?
Почему утята не ели? Кого они боялись?
Почему утята боялись стрекозу?
О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
Кто пришел в гости к утятам?
Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
Как ему это удалось?
Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
Прилетала ли стрекоза еще раз?
IV.Физкультминутка
V.Закрепление нового материала
Выразительное чтение.
Составление картинного плана.
Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.
С чего начинается рассказ? (Хозяйка кормит своих утят.)
Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду?
Почему утята не ели? (Боялись стрекозы.)
Как они себя вели? Что можно нарисовать? (Боялись и прятались в траве.)
Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?
Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем? (Разговор Алеши с утятами.)
Какой следующий эпизод? (Алеша прогоняет стрекозу.)
Как мы это изобразим?
Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? (Довольные утята кушают и угощают Алешу.)
3.Дети рисуют иллюстрации к рассказу.
VI.Итог урока
С каким рассказом познакомились сегодня?
Кто его автор?
Можно ли назвать рассказ Б.С. Житкова сказкой? Почему вы так считаете?
Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?
Стоило ли утятам бояться стрекозу?
Домашнее задание
С.139 – 141.Подготовить пересказ по картинному плану. (Если дети в классе не успели дорисовать, дорисовывают дома.)