Литературное чтение «Б.С. Житков «Храбрый утёнок» 2 класс









Конспект урока по литературному чтению
«Б.С.Житков «Храбрый утенок»».
2 класс










Выполнила
Трапезникова Екатерина Андреевна
Учитель начальных классов
МКОУ «Верхнетеченская СОШ», с. Верхняя Теча
Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок»
Цели:
ознакомить детей с творчеством Б. С. Житкова;
развивать навыки выразительного чтения;
учить делить текст на смысловые части, составлять картинный план;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Задачи:
Обучающие : формирование полноценного восприятия текста, учить делить текст на смысловые части, озаглавливать их; рисовать словесную картину к каждой из частей и составлять план пересказа.
Развивающие: развивать метапредметные и коммуникативные универсальные действия, развивать навыки выразительного чтения; работать над развитием речи, памяти, мышления, воображения;
Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения, любовь и бережное отношение к природе, воспитывать чувства сострадания, сопереживания.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор, книги автора.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
II. Проверка домашнего задания
Пересказ текста Е. И. Чарушина «Страшный рассказ»

III.Изучение нового материала
1.Рассказ учителя о писателе
СЛАЙД 2
Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.

Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика – все это отважные и умелые люди.

Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.

СЛАЙД 3
Книги писателя захватывают, дети слушают их с огромным интересом. Несколько поколений воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам. Показ книг Житкова

СЛАЙД 4
Цель урока: Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утенок»

2.Подготовительная работа
– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
СЛАЙД 5
руб-ле-ных – рубленых стре-ко-та-ла – стрекотала рас-ска-за-ли – рассказали ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься за-жуж-жа-ла – зажужжала по-ло-ман-ным – поломанным

- Читайте целыми словами:
СЛАЙД 6
Бег – подбегали, убегали Рассказ – рассказали Испуг – испугались Еда – наедались

- Прочитайте скороговорку:
СЛАЙД 7
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.

3.Первичное чтение
Дети читают рассказ цепочкой
Словарная работа
Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Хвастун – хвастает, что любого поборет.
Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались - быть сытым.
4.Проверка понимания содержания и смысла рассказа
– Понравился рассказ? – О чем рассказ? – Как хозяйка кормила утят? – Почему утята боялись стрекозу? – О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку? – Кто пришел в гости к утятам? – Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание? – Как ему это удалось? – Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»? – Прилетела ли стрекоза еще раз?


IV.Физкультминутка

V.Закрепление нового материала
1. Выразительное чтение.

2. чтение текста по частям. Составление плана
- Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.
- С чего начинается рассказ? ХОЗЯЙКА КОРМИТ СВОИХ УТЯТ
- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду? ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

СЛАЙД 8
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Почему утята не ели? БОЯЛИСЬ СТРЕКОЗЫ
- Как они себя вели? Что можно нарисовать? БОЯЛИСЬ И ПРЯТАЛИСЬ В ТРАВЕ
Как бы вы озаглавили? Хозяйка кормит утят. 1 часть

СЛАЙД 9
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?
Как бы вы озаглавили? Удивление хозяйки. 2 часть

СЛАЙД 10
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем? РАЗГОВОР АЛЁШИ С УТЯТАМИ 3 часть

СЛАЙД 11
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Какой следующий эпизод? АЛЁША ПРОГОНЯЕТ СТРЕКОЗУ 4 часть
- Как мы это изобразим?

СЛАЙД 12
- А вот как изобразил этот эпизод художник.
- Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? ДОВОЛЬНЫЕ УТЯТА КУШАЮТ И УГОЩАЮТ АЛЁШУ 5 часть

СЛАЙД 13
- А вот как изобразил этот эпизод художник.

3.Творческая работа учащихся
СЛАЙД 14
Нарисуйте свои иллюстрации к рассказу. Для этого разделите лист на несколько частей.

VI.Итог урока
– С каким рассказом познакомились сегодня? – Кто его автор? – Можно ли назвать рассказ Б. С. Житкова сказкой? Почему вы так считаете? – Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он? – Стоило ли утятам бояться стрекозу?

VII. Домашнее задание
Подготовить пересказ по картинному плану. (Если дети не успели дорисовать в классе, они дорисовывают дома).


Используемые источники:
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011 г., 223 с.

Кутявина С. В., Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2012 г., 384 с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15