Презентация по русскому языку Описание помещения Дом — отражение души хозяина к уроку развития речи)


Описание помещения "Дом - отражение души хозяина". (к уроку развития речи)6 класс МБОУ гимназия № 10 ЛИК г. Невинномысска Ставропольского края,учитель русского языка и литературыГонтаренко Л.В.2016г. Совместное определение целей и задач урока Повторить типы речи, стили речи;познакомиться с понятием интерьера;ознакомиться с деловым и художественным описанием помещения;научиться описывать помещение в художественном стиле;развивать языковое чутье и умение описывать интерьер. Повторим! Назовите типы речи ___________________?Назовите стили речи ____________________? Интерьер (Википедия) ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Различают два типа интерьера:общественный и жилой.  А знаете ли вы?Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном стиле Характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении). Характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения) Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан Текст №1Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер ... Анализ прочитанного  Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений. Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан. Найдите авторское отношение к описанию. Текст №2Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый морской волк. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное, революционное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа... Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.(В.Крапивин.) Вопросы и задания к тексту: - К какому стилю речи относится этот текст?- Найдите языковые средства выразительности, характерные для данного стиля.- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?- Найдите в тексте описательный оборот, который служит для устранения неоправданных повторов.- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.- Объясните правописание подчеркнутых прилагательных. Анализ текста(Благодаря какому средству выразительности передается характер дома?) Текст №3У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.(В.Крапивин) Прочитайте отрывок из повести И.С. Тургенева «Муму». Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки? Текст 4. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся… Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения” ПамяткаОбычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку. План к описанию помещения Примерный план1. Само помещение: (какое?)...Стены – (какие?)...Дверь – (какая?)...Полы – (какие?)...Окна – (какие?)...2. Мебель, обстановка.Стол – (какой?)...Стулья – (какие?)...Гардероб, шкаф – (какой?)...Диван – (какой?)...Другие предметы в комнате.3. Как предметы расставлены, в каком порядке. Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок Текст №4Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас. Мне моя комната очень нравится. Вопросы для анализа: - Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?- Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли он при этом какие-либо языковые средства?- Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения. Орфографическая работадля использования слов в сочинении Вставь пропущенные буквы:Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, к..вер, к..ртина, п..т..лок, ..бои.Раскрой скобки:Письме(н, нн)ый; зеркало, справ (о,а), слев(о,а), направ(о,а), налев(о,а) (не)подалёку, (з, с)десь, (з,с)десь (же), тут (же), (по)среди, (по)средине. Работаем на уроке Напишите сочинение-описание помещения (70 -90 слов), включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять характер его жильцов. ТЕМЫ:«Моя комната»«Наша квартира»«Комната, где я люблю проводить время»ЭТУ Тему ты можешь предложить сам. По материалам Интернет-ресурсов УДАЧНОЙ РАБОТЫ!