Урок в 6 классе по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк» с использованием технологии проблемного обучения.

Самостоятельная работа с текстом как средство активизации деятельности учащихся при изучении рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»
Обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку помогает использование технологической карты. Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, технологичность и обобщенность информации.
Анализ эпического произведения представляет достаточно большие сложности для учащихся 6 класса. Ученики испытывают затруднения в понимании:
- отдельных слов и выражений;
- деталей быта и жизни крестьян.
Кроме того, им нелегко представить место действия рассказа, внешний облик героев. Эмоционально они также не готовы разделить чувства и переживания героев рассказа. Поэтому учителю предстоит подготовить учащихся к разговору о рассказе И. С. Тургенева.
Планирование урока

Тема
Форма деятельности учащихся
Самостоятельная работа дома
Самостоятельная работа в классе
Творческая работа

1
Сценарий к рассказу «Бирюк»
Составление киносценария
Лингвистические комментарии к тексту (словарная работа)
Создание диалогов для киносценария;
Оформление киносценария.
Написание сочинения «Лес во время грозы»


Читая дома рассказ, дети должны самостоятельно выбрать из текста непонятные слова, выражения, предложения и объяснить их в тетради, используя словари и примечания к рассказу.
На уроке учащиеся озвучивают всю проделанную работу. Например:
«дрожки» - легкий четырехколесный экипаж. Извозчичьи дрожки. Беговые дрожки;
«узда» - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями как часть конской сбруи;
«как в море челнок» - колыхались (дрожки) как на волнах;
«оглобля» - одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошади в корень;
«покромка» - узкая полоска ткани, используемая в качестве тесемки, веревки и т.п.;
«лучина» - тонкая щепка сухого дерева;
«светильня» - то же, что и светильник;
«замашный» - сделанный из посконного холста;
«Бирюк» - волк (обычно волк-одиночка), угрюмый, замкнутый, нелюдимый человек;
«дескать» - связка, используемая для частичной передачи прямой речи в разговоре;
«кушак» - пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура.
Определения взяты из «Словаря русского языка».
Создание киносценария – своеобразный приём не только изучения текста, но и развития литературно-творческих способностей. В ходе его дети глубже и пристальнее всматриваются в литературное произведение.
Киносценарий (итал. kinio – двигаю, и от лат. scaena – сцена) – литературное драматургическое произведение, по которому ставится кинофильм. Кино принадлежит к искусствам синтетическим, т.е. рождающимся из органического слияния разных видов искусств – литературы, живописи, музыки, мастерства актера, режиссера и оператора. Современный кинофильм поэтому является произведением коллективным, так как в создании его участвуют представители разных творческих профессий.
Перед тем, как начать писать сценарий, ученики должны четко выделить основную мысль рассказа и его идею (основная мысль: крепостное право, из-за которого люди загнаны в тупик; идея: прекрасен русский человек духовным величием).
Чтобы написать такой сценарий, нужно знать определенный алгоритм:
внимательно перечитать эпизод;
придумать и записать названия эпизодов (сам раб 1-2 уровня самостоятельности: 1) работы воспроизводящего характера: ответы на вопросы по содержанию, пересказ без дополнительных заданий, подбор отрывков к иллюстрациям; 2) работы воспроизводящие, но с элементами творчества, характеризующиеся осмысленным видоизменением воспроизводимой информации, умением объяснить новое через уже знакомое.);
разделить эпизод на сцены;
составить список действующих лиц;
написать место действия и диалог эпизода;
аккуратно, грамотно оформить работу.
Главная задача учеников – предложить такое изображение, чтобы у зрителя создалось в каждый момент действия определенное настроение, эмоции, впечатления. Поэтому работа над киносценарием обязательно предваряется анализом текста, в котором выясняется:
1) содержание эпизода: его участники, события, которые с ними происходят, суть конфликта между персонажами (что и с кем происходит, почему?);
2) эмоциональное состояние персонажей, динамику их эмоций (что чувствует каждый участник действия в определенный момент?);
3) причины этих чувств (что является причиной этих чувств?);
4) динамику авторского отношения к происходящему и персонажам (как автор относится к происходящему и к данному персонажу именно в этот момент действия и почему?). Условно эту работу можно обозначить как первый уровень самостоятельности.
Затем, воссоздавая с помощью авторского текста содержание каждого кадра, мы будем искать необходимые изобразительно-выразительные средства кинематографа, чтобы донести до зрителя наш замысел.
Не нужно забывать и о кадре, ракурсе и плане.
Прежде всего, нужно придумать единое название сценария. Затем обозначить действующие лица. В рассказе «Бирюк» их пятеро:
Петр Петрович
Фома Кузьмич
Улита
Сын Бирюка
Мужик
Учащиеся делят текст рассказа на эпизоды и придумывают к ним названия. Обдумывание каждого эпизода позволяет ответить на вопросы: Как? Где? Почему? Зачем? С каким условием? Это второй уровень самостоятельности.
Например:
Ненастье.
Встреча с лесником.
В гостях у Бирюка.
Поймали.
«Пощади, Фома Кузьмич!».
Прощание.
В ходе беседы содержание двух эпизодов учитель объясняет ученикам, как нужно правильно составлять описание, а учащиеся записывают. Работа идет коллективная, чтобы дети поняли ход работы. Затем они делятся на четыре группы и самостоятельно разбирают остальные эпизоды (каждая группа один эпизод). Такая работа соответствует третьему уровню самостоятельности: работы творческого характера, при выполнении которых учащиеся воспроизводят в своей памяти прежде усвоенные знания, понятия, категории.
Дети чертят в тетрадях таблицу и заполняют её. Пример:
Эпизод
Кадр
Пояснительный текст (время, место и т.д.
План
Содержание кадра (монологи, диалоги, поведение героев)
Звуковые

Ненастье
№1
Лес, вечер, надвигается гроза.
Общий
Рассказчик едет с охоты
Читает автор (закадровый голос)


№2
Там же в лесу. Герой горбится и кутает лицо
Средний
Начинается дождь, загудел ветер, лошадь начинает спотыкаться, герой решает переждать ненастье
Читает автор (закадровый голос)

Встреча с лесником

·3
Рассказчик пристально смотрит в темноту
Крупный
Появилась фигура.
Б «Кто это?»
П «А ты кто сам?»
Б «Я здешний лесник.»
Разговор о непогоде. Лесник предлагает провести барина домой
Звук грома


№4
Лесник берет лошадь за узду. Барин держится за подушку дрожек
Средний
Едут довольно долго. Наконец, останавливаются возле небольшой избушки посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Дверь открывает девочка лет двенадцати
Шлепанье копыт по грязи, скрип калитки, лай собак, голос девочки за кадром

В гостях у Бирюка
№5
Дом лесника.
Девочка гасит фонарь, садится на крошечную скамейку, одной рукой качает люльку, а другой поправляет лучину.
Средний
Описывается интерьер избы лесника. Очень бедный дом. Сердце барина заныло.
П - «Ты разве одна здесь?»
У- «Одна»
П – «Ты лесникова дочь?»
У – «Лесникова»
Дыхание ребёнка


№6
Бирюк стоит, уперев руки в бока
Крупный
Входит лесник.
Б – «Чай, не привыкли к лучине?»
(Портрет лесника)
Рассказчик благодарит его и спрашивает имя.
Б – «Меня зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк».
П – «А, ты Бирюк?»
Рассказчик смотрит на него с удвоенным любопытством и вспоминает слова крестьян о леснике.



№7
Бирюк садится на пол, колет лучину. Угрюм
Средний
П – «Аль у тебя хозяйки нет?»
Б – «Нет»
П – «Умерла, знать?»
Б – «Нет... да... умерла»
(Рассказ о сбежавшей жене)
Просыпается ребёнок и плачет. Девочка успокаивает его.
Б – «Вы, чай, барин, нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба...»
П – «Я не голоден»
Б – «Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету... Пойду посмотрю, что ваша лошадь»
Крик ребёнка


№8
Девочка не трогается с места и не поднимает глаз, у нее печально лицо

Бирюк выходит. Барин снова осматривает избу. Обращается к девочке.
П – «Как тебя зовут?»
У – «Улитой»
Входит лесник и садится на лавку. Б – «Гроза проходит, коли прикажете, я вас из лесу провожу» Затем берет ружье.
П – «Это зачем?»





Средний
Б – «А в лесу шалят... У Кобыльего Верху дерево рубят»
П «Будто отсюда слышно?»
Б «Со двора слышно»


Поймали
№9
Дождь закончился. Тучи, вспыхивают молнии, блестят звёзды
Общий
Барин и лесник выходят на улицу. Прислушиваются.
Б – «Во... вот, вишь какую ночку выбрал. А этак я, пожалуй, и прозеваю его»
П - «Я с тобой пойду... хочешь?»
Б «Ладно, мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте»
Идут дальше.
Б – «Вишь, слышите? слышите?»
П «Да где?»
Лесник бормочет сквозь зубы.
Раздался глухой и продолжительный гул.
Б – «Повалил»
Звук топора


№10
Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело.
Общий
Лесник исчезает в кустах. Оттуда слышатся крики и звуки борьбы. Рассказчик бросается следом. Там Бирюк поймал мужика.
П – «Отпусти его, я заплачу за дерево»
Шум ветра, осторожный стук топора, скрип колёс, фырканье лошади, крики, звуки борьбы

«Пощади, Фома Кузьмич!»
№11
Бирюк держит лошадь левой рукой, вора правой. Барин идет позади. Снова начинается дождь.
Общий
Лесник ведет вора в свою избу. Бросает пойманную лошаденку посреди двора, вводит мужика в комнату, ослабляет узел кушака, сажает вора в угол.



№12
В доме девочка, которая заснула было возле печки, вскочила и с молчаливым испугом стала глядеть на людей. Барин сел на лавку
Средний и крупный при описании мужика
Б – «Я бы его, для вашей милости, в чуланчик запер, да вишь, засов...»
П – «Оставь его тут, не трогай»
Рассказчик внутренне дает себе слово во что бы то ни стало освободить мужика. Описывается внешность крестьянина. Девочка ложится на полу и засыпает.
Крик кузнечика, стук дождя по крыше


№13
Мужика подергивает, словно в лихорадке, встряхивал головой и тяжело дышал
Средний
М – «Фома Кузьмич, а, Фома Кузьмич»
Б – «Чего тебе?»
М – «Отпусти... с голодухи... отпусти»
Б – «Знаю я вас, ваша вся слобода такая вор на воре»
М – «Отпусти, приказчик... разорены, во как... отпусти!»
Б – «Разорены!.. Воровать никому не след»
М – «Отпусти, Фома Кузьмич... не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как. Отпусти, отпусти, ей-богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.
Б – «А ты всё-таки воровать не ходи»



№14
Мужик резко переменился, выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. Начал кричать с ненавистью. Бирюк в изумлении обернулся.
Крупный
М - «Ну на, ешь, на, подавись, на, на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей...»
Лесник обернулся.
М «Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца, тебе!»
Б« Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? С ума сошел, что ли?»
М« Пьян!.. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!»
Б« Ах ты... да я тебя!..»
М« А мне что? Всё едино пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби один конец; что с голоду, что так всё едино. Пропадай всё: жена, дети околевай всё... А до тебя, погоди, доберемся
Бей, бей, бей, на, на, бей... (Девочка торопливо вскочила с полу и уставилась на него.) Бей! бей!»
Б« Молчать!»





Крупный
П« Полно, полно, Фома, оставь его... бог с ним.»
М« Не стану я молчать. Всё едино околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету... Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!»
Бирюк схватил его за плечо... Барин бросился на помощь мужику...
Б« Не троньте, барин!»
Лесник сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.
Б« Убирайся к чёрту с своей лошадью! да смотри, в другой раз у меня...»
Крики мужика и лесника

6)Прощание
№15
Барин удивлен. Лесник раздосадован
Средний
П – «Ну, Бирюк, удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый»
Б« Э, полноте, барин, не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу. Знать, дождика-то вам не переждать...»
Выходят во двор и слышат стук телеги.
Б« Вишь, поплелся! Да я его!..»
Они простились на опушке леса через полчаса.
Стук мужицкой телеги


По окончании составления сценария идет коллективная проверка.
В конце работы ученики, создав письменный вариант сценария, наглядно убеждаются в том, что не все в литературном тексте можно перенести на экран, что есть вещи, не переводимые на язык кино.
Таким образом, в ходе составления киносценария оживляется образное видение учениками литературного текста, определяются различие литературы и кино, возможности и пределы каждого из этих искусств. Ученики начинают понимать, что каждый вид искусства неповторим и незаменим.
На дом учащиеся получают задание написать сочинение на тему: «Лес во время грозы». Такая работа подразумевает четвертый уровень самостоятельности (Это как раз творческие работы поискового и исследовательского характера, постановка и решение проблем, высказывание собственных новых суждений, личное отношение к изучаемому произведению и т.п..

 Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981–1984.











Заголовок 115