Основные элементы технологии обучения на основе самоорганизации (из опыта работы)


Технология обучения на основе самоорганизации на уроках русского языка
Глушкова О.В., учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кормовищенская СОШ», г.Лысьва, Пермский край, РФ
Ключевые слова: образование, образовательная технология, ФГОС, УУД, здоровьесбережение.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности технологии обучения на основе самоорганизации (автор Кирикович Т.Е.), отмечаются преимущества технологии: эффективность, ориентированность на развитие УУД, здоровьесбререгающий потенциал.
Использование новых технологий обучения, позволяющих ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться, отвечает целям и задачам современной системы образования. Такой технологией стала для меня Технология обучения на основе самоорганизации, разработанная Т.Е.Кирикович. Технология является универсальной и может использоваться практически на всех предметах.
Основные компоненты технологии самоорганизации.
Технология обучения на основе самоорганизации опирается на следующие дидактические принципы: принцип научности; принцип систематичности и последовательности; принцип свободы выбора (следует отметить, что технология расширяет пространство выбора для обучающегося); принцип саморазвития и самовоспитания ученика.
Дидактическое обеспечение урока включает:
Образовательное поле (ОП) всего учебного предмета - ОП данного года обучения (в категориях метазнаний) - ОП блока крупных тем.
Наборы форм образовательных продуктов (например, интеллект-карт по теме, конспект или другую символьную запись теоретического материала и проч.). Эти продукты не оценивается. Кроме того, ученик должен иметь право при желании подготовить образовательный продукт своей формы.
Точки самоконтроля для обучающихся.
Тесты для срезового контроля по блокам крупных тем.
Набор стимулов для поддержки познавательной активности обучающихся: призы, награды, бонусы, похвалы и пр.
Перед внедрением технологии была проделана следующая предварительная работа: посещены семинары, проанализирован материал 9 класса, выявлены возможности для использования технологии; проведена ознакомительная работа с родителями и обучающимися.
Количество уроков с использованием технологии составило 40%, а без учета модуля «Пишем сочинение на лингвистическую тему» - около 60%.
Анализ деятельности позволил мне выявить условия, обеспечивающие успешность внедрения технологии: наличие у обучающихся опыта групповой работы; опыт работы в ситуации выбора, само- и взаимооценивания, владение различными вариантами представления информации.
По результатам апробации был проведен качественный и количественный анализ результативности самообучения школьников по следующим критериям:
- изменения в мотивационной сфере (к завершающему этапу осталось только 1-2 человека, которые имитировали деятельность на уроке);
- рост познавательной активности;
- результаты успеваемости, включая результаты сдачи ГИА;
- глубина и прочность знаний.
Главным достоинством предлагаемой технологии считаю ее направленность на развитие у обучающихся комплекса УУД.
Развитие познавательных УУД (можно отследить через выбор учащимися пути освоения материала; выбор домашнего задания)
Технология обладает мощным потенциалом с точки зрения развития регулятивных умений. Главное приращение, на мой взгляд, произошло в умении планировать свою деятельность, поскольку учащиеся решали, что и в каком объеме они будут делать в классе, с чем и как будут работать дома.
Поскольку обучение проходит в многочисленных коммуникациях (что особенно важно в подростковом возрасте), можно проследить развитие коммуникативных УУД.
Работа по апробации технологии совпала для меня с переосмыслением системы оценивания. Мною были адаптированы критерии для оценивания группового сотрудничества, которые помогают оценить продвижении учащегося в овладении таким УУД, как учебное сотрудничество со сверстниками. Вообще следует отметить, что технология высвобождает время для организации педагогического наблюдения – важного инструмента оценивания метапредметных результатов, предусмотренных современным стандартом
Опрос учащихся позволяет сделать вывод об изменениях в сформированности личностных УУД: многие из них отметили, что стали увереннее чувствовать себя. Хотя не исключаю, что это всего лишь совпадение, связанное с возрастными изменениями.
Воспитательным эффектом использования данной технологии является создание положительного эмоционального климата, что достигается атмосферой сотрудничества и взаимопомощи в процессе познания, уважительным отношением к личности ребенка и веры в его уникальность. Отсутствие оценок на продолжительном этапе познания (оценка носит отсроченный характер), наличие точек самоконтроля снижает тревожность учащихся, что позволяет говорить о технологии обучения на основе самоорганизации как об одной из здоровьесберегающих технологий.
Список литературы:
Кирикович Т. Е., Марчук Т. Л. Обучение школьника по индивидуальной образовательной траектории на основе самоорганизации//«Информатика и образование»/ - 2009/ - №12.