Конспект занятия по теме «Страна дружбы» на основе системно-деятельностной технологии


Аннотация

В данном материале представлен опыт реализации дополнительной образовательной программы «Психология общения» в целях обеспечения внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС нового поколения.
Представленный материал раскрывают особенности внедрения системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС в системе дополнительного образования и может быть использован педагогами дополнительного образования и учителями школ, реализующих внеклассную деятельность.



































Конспект занятия по теме «Страна дружбы»
на основе системно-деятельностной технологии
педагога-психолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа №12»
Бойцевой Валентины Геннадьевны
Цель занятия: - обобщить первоначальные представление о дружбе.
Задачи занятия.
Образовательная:
- развивать эмпатию у участников процесса, умение общаться при помощи вербальных и не вербальных средств общения, умение осуществлять рефлексию.
- Расширение уровня знаний обучающихся о дружбе.
Развивающая:
- Развитие навыка работать в группе.
Воспитательная:
- Воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: ноутбук, подборка видеоматериалов, музыкалыных композиций, ватман, кисти краски, карандаши, печатная продукция, именные ордена, цветная бумага, открытки.
Тип занятия: урок общеметодологической направленности.
Технология системно-деятельностного подхода.

Ход занятия
Организационный момент.
Учащиеся занимают места в круге. Заранее расставляются стулья по количеству участников занятия. Внутри круга не должно быть столов, или иных посторонних предметов.
Необходимые материалы должны быть приготовлены на столе за пределами коммуникативной зоны.
Оптимальный количественный состав группы: 7-11 человек.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На момент начала занятия демонстрируется фрагмент из мультфильма «Мост» продолжительность 1 : 47
Здравствуйте, ребята.
Все дети встают в круг. Сегодня нам предстоит небольшое путешествие в страну Как вы думаете какую?
Педагог классифицирует ответы. Поощряет похвалой тех, кто ближе всех подходит к теме общение, договор, хорошее поведение, дружба.
В последствие происходит резюмирование. Вы молодцы, сегодня мы отправляемся в страну дружеского общения.
Теперь перед тем как отправится в путь, мы можем создать хорошее настроение. Для этого мы сделаем вот, что (Создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе):
Все дети встают в круг. Один из них поворачивается к своему соседу, здоровается и говорит ему что-нибудь хорошее, комплимент в его адрес. Тот в ответ должен сказать “спасибо”, взять его за руку и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент о себе. В итоге все берутся за руки, и образуется круг. Педагог делает вывод: “Посмотрите, в вашем круге столько хороших, красивых, добрых ребят”. Желательно повторить большинство качеств, указанных в комплиментах.
- Поднимите руки те, кто и уверен в том, что он знает все о дружбе?
- Что же такое дружба?
- А кто из вас уже умеет дружить?
- Какие трудности бывают у друзей?
Ответ, к которому мы должны подвести. Друзья не всегда понимают то, что говорят?
Теперь самое время определить тему нашего занятия.
- О чем мы будем вести речь?
Верно, мы поговорим о дружбе.
Тема фиксируется.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД
Мотивирование учащихся к занятию.


ПУУД:
Поиск и выделение необходимой информации;
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Синтез
Моделирование и др.


КУУД:
Постановка вопросов;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


ЛУУД
Действия нравственно-этического оценивания.


2. Фиксирование затруднений в деятельности
Ребята, у каждого из нас своё представление о том, что такое дружба и кто такой настоящий друг.
– Как вы для себя определяете, что такое дружба? – Чем дружба отличается от знакомства?
Ответы:
настоящая дружба может длиться долгие годы;
настоящий друг будет с тобой и в радости и в горе;
дружба – это отношения равных;
дружба требует преданности, доверия;
дружба должна расти, а не стоять на месте.
Друзья понимают друг друга.
Друзья говорят правду в глаза, даже если им это не выгодно.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД
Актуализация представлений.


ПУУД:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Синтез
Моделирование и др.


КУУД:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Управление поведением партнера.


ЛУУД
Действия нравственно-этического оценивания.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Ответить на этот вопрос вам помогут герои мультфильма.
«Самый большой друг»
Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД



ПУУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Синтез


КУУД:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


ЛУУД
Действия нравственно-этического оценивания.


РУУД
Прогнозирование;

4. Выявление места и причины затруднения.
Упражнение “Настоящий друг”.
Сейчас я попрошу каждого из вас, передавая мяч по кругу, закончить предложение: “Настоящий друг – это тот, кто ...”.
- Как вы думаете, почему по-разному отвечают люди на вопрос, кто такой друг?
Ответ: Все люди разные, у них разные цели в жизни, разные интересы и разные друзья.
- А что вас, ребята, привлекает в общении с другом\подругой?
Фиксируем ответы
Друзья все понимают!
Помогают когда трудно.
Принимают наши недостатки.
Не смеются над нами зло.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД



ПУУД:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Анализ объектов с целью выделения признаков.


КУУД:
Постановка вопросов;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


ЛУУД
Действия нравственно-этического оценивания.


РУУД
Прогнозирование

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Сегодня мы отправимся с вами в Страну Дружбы. В этой Стране были все, кто когда-нибудь дружил или дружит сейчас.
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Я хочу пригласить вас в путешествие на корабле. Залезайте, устраивайтесь там, старайтесь не мешать друг другу. Крепко ухватитесь за борта кабины, чтобы не упасть. А теперь в путь. Путешествие начинается. (Включается трэк со звуками моря). Чувствуйте, как ветер овевает лицо?. Вот на горизонте показалась Страна Дружбы. Корабль медленно пришвартовывается. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну, её жителей. Может быть, вы увидите там персонажей известных вам мультфильмов или фильмов, которых можно назвать настоящими друзьями. Видите? А может, вы видите там своих друзей? Рассмотрите их. Поприветствуйте их, поздоровайтесь за руку, можете даже обнять их от души. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она тёплая и сердечная. В ней светит солнце, дует тёплый ветерок. А теперь мы возвращаемся на корабль. Он отплывает, мы машем жителям Страны Дружбы и плывем назад. Мы приплыли. Выходим. Открываем Глаза.
Сейчас я попрошу каждого из вас, передавая мяч по кругу:
– Какой вы увидели Страну Дружбы? – Видели ли вы там своих друзей?
Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД



ПУУД:
Поиск и выделение необходимой информации;
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Синтез
Моделирование и др.


КУУД:
Постановка вопросов;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


ЛУУД
Действия нравственно-этического оценивания.


РУУД
Целеполагание;
Прогнозирование;
Волевая саморегуляция.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Упражнение "Рисунок по кругу".
Снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать страну дружбы. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.
Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?
Обсуждение:
Понравилось ли вам то, что получилось?
Поделитесь своими чувствами, настроением?
Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД



ПУУД:
Структурирование знаний
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Моделирование и др.


РУУД
Волевая саморегуляция.
Коррекция.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Вы еще только учитесь дружить. А что бы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Давайте вместе составим эти законы.
Для того, чтобы эти правила не забылись мы сделаем с вами плакат.
Пусть он будет таким, чтобы все могли воспользоваться вашими правилами.
Правила Дружбы
Не обманывай друга.
Не бросай друга в беде.
Не смейся над недостатками друга.
Научись принимать помощь от друга.
Не предавай друга.
Умей признавать свои ошибки
Научись прощать друга и т.д.
Мы все очень разные, и умеем мы разные вещи: кто любит рисовать, кто то придумывает веселые стишки, кто-то красиво вырезает картинки, кто-то умеет искать в книжках нужные слова, кто-то дает советы. Посмотрите какие мы с Вами дружные, как замечательно справились с таким заданием. Молодцы.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД



ПУУД:
Структурирование знаний
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Моделирование и др.
Знаково-символьные действия.


РУУД
Волевая саморегуляция.
Коррекция.


ЛУУД
Нравственно-этическая ориентация


КУУД разрешение конфликтов
Управление поведением партнера

8. Включение в систему знаний и повторение.
Сейчас мы немножко отдохнем, подгадываем загадки из страны дружбы. Для этого нам нужно вспомнить все о чем мы сегодня говорили.
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)

Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы... (подружки)

Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный...
Физкультминутка. Эмоциональная разрядка.
Если весело живется, Хлопай так: хлоп, хлоп. (Хлопки.) Если весело живется, Щелкай так: щелк, щелк. (Щелчки пальцами.) Если весело живется, Делай так: (Хлопки ладонями по коленям.) Если весело живется,
Топай так: топ, топ. Если весело живется, Делай все: хлоп – хлоп, Щелк – щелк, топ – топ. Хорошо! Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся. Если весело живется, Хорошо! Хорошо!
Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД



ПУУД:
Поиск и выделение необходимой информации;
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Синтез
Моделирование и др.


КУУД:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


ЛУУД
Действия нравственно-этического оценивания.


РУУД
Прогнозирование;
Волевая саморегуляция.

9. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
- Что же мы узнали сегодня?
Я прошу встать сейчас тех,
кто знает, что такое дружба?
кто хочет найти друга?
Орден “Улыбок”.
В стране «Дружбы» изобретен орден “дружеской улыбки”. Им награждают ученых, учителей, врачей и детей.
Награждают этим орденом добрых, дружных, счастливых людей, которые всегда улыбаются. Сегодня и мы вручим орден тем ребятам, которые обладают данными качествами. Орден вручается каждому участнику занятия.
Спасибо вам за работу. Мне было приятно работать с вами.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД
.


ПУУД:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Анализ объектов с целью выделения признаков.


КУУД:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


ЛУУД
Действия нравственно-этического оценивания.










Список литературы

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в
развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной
школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные
стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока
по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


15