Рабочая программа факультативного курса Клуб филологов по русскому языку для обучающихся 8 класса(ов)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Староникольская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №_____-от «____»___________________2015 г.
Директор МКОУ «Староникольская СОШ»___________________________
Ульянова Л.И.

Рассмотрено на заседании МО МКОУ «Староникольская СОШ»
Протокол №_______ от_____________________________


Рабочая программа
Предмет русский язык
Факультативный курс «Клуб филологов»
8 классУровень базовый
Всего часов на изучение 17,5
Количество часов в неделю 0,5
Учитель
Панкратова И.Н.
1 КК
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа факультативного курса разработана на основе программы элективного курса «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению-рассуждению» Г.В. Кожевниковой, учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Устюжны (сб. «Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып. 9: Русский язык и литература /Научн. ред. И.В. Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. Программа предназначена для учащихся 8 классов, может быть использована при подготовке к сочинению-рассуждению. Программа курса рассчитана на 17,5 часов.
Актуальность разработки данного курса обусловлена востребованностью в обществе высококвалифицированных, образованных людей и потребностью самой личности в самопознании и творческой самореализации.
Наиболее доступный способ решения этой проблемы - образование и самообразование. И здесь необходимы совершенно конкретные умения:
- работать с текстами различных стилей;
- извлекать необходимую информацию из различных устных и письменных источников;
- излагать собственные мысли четко и последовательно.
Умение писать сочинение - это умение доказательно, последовательно и образно излагать свои мысли. К тому же на экзамене навык развернутого высказывания в письменной форме становится предметом оценки.
Анализ результатов экзаменов по русскому языку в новых формах показал, что выпускники школ испытывают большие трудности в создании собственного речевого высказывания. Поэтому названный курс для обучающихся 8 классов - основной путь формирования коммуникативных навыков и условие развития личности выпускника.
Задачи:
- воспитывать коммуникативную личность;
- развивать потребность обучающихся в свободном владении русским языком и его ресурсами;
- формировать умение общаться, выражать свою точку зрения, используя богатство выразительных средств родного языка.
В результате освоения курса учащиеся должны получить знания:
- о сущности, содержании, структуре и типах текстов;
- об объективных законах восприятия, понимания и создания текста;
- роли текста в коммуникативных отношениях между людьми.
Обучающиеся должны уметь
- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
- отбирать фактический и языковой материал для формирования собственного высказывания (создавать собственный текст);
- владеть навыками стилистической правки текста.
Принципы построения курса
Основой построения факультативного курса являются принципы:
- системности и поэтапности в формировании речевых умений учащихся;
- постепенного усложнения материала;
- личностно-деятельностного подхода и субъект-субъектного;
- преемственности.
В программе учтены возрастные возможности школьников. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, а также самостоятельной работе с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя - лидерство, основанное на совместной деятельности с обучающимися. В основе такого подхода лежит взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.
Учебно-тематический план
Программный материал представлен в разделах:
раздел. Повторение и закрепление сведений о тексте. Работа с исходным текстом (8 ч).
раздел. Сочинение - рассуждение (4 ч).
раздел. Предупреждение речевых ошибок (4 ч).
раздел. Контрольная работа «Рецензирование сочинений-рассуждений» (1,5 ч).
Построение каждой темы следующее:
Формулировка темы.
Цели.
Содержание, основные понятия.
Примерные учебные задания.
Литература.
Особое внимание следует уделить подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволят обучающимся уяснить особенности авторского повествования и создать собственные высказывания, эффективно используя самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных задач.

Календарно-тематический план факультативного курса
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения занятия по плану. Дата проведения занятия по факту. 1 раздел. Повторение и закрепление сведений о тексте.
Работа над исходным текстом (8 часов)
1 Вводное занятие. Цель и задачи курса. Тема, идея, основная мысль текста.
1 час 16.01 16.01 2 Основные образы текста. Типы речи.
1 час 23.01 23.01 3 Стили речи. 1 час 30.01 13.02 4 Лексика текста. Средства художественной выразительности.
1 час 06.02 13.02 5 Средства художественной выразительности.
1 час 13.02 20.02 6 Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приёмы построения текста. Средства связи его частей.
1 час 20.02 20.02 7 Работа с «текстом-портретом».
1 час 27.02 27.02 8 Работа с «текстом-проблемой».
1 час 05.03 05.03 2 раздел. Сочинение-рассуждение (4 часа).
9 Сочинение-рассуждение. Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений.
1 час 12.03 12.03 10 Способы выражения авторской позиции.
1 час 19.03 19.03 11 Анализ прочитанного текста в сочинении-рассуждении.
1 час 02.04 02.04 12 Способы моделирования заключительной части.
1 час 09.04 3 раздел. Предупреждение речевых ошибок (4 часа)
13 Предупреждение речевых ошибок, их классификация
1 час 16.04 14 Виды грамматических и лексических ошибок
1 час 23.04 15,16
Написание сочинения-рассуждения
2 часа 30.04/07.05 4 раздел. Контрольная работа (2 часа)
17,0,5 Итоговая контрольная работа. Написание сочинения-рассуждения. Анализ (рецензирование) контрольного сочинения – рассуждения. 1,5 часа 14.05/21.05
Литература
Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части С. – М., 2007.
Любичева Е.В. Русский язык на пути к экзамену. – М., 2007.
Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып. 9: Русский язык и литература /Научн. ред. И.В. Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях. – М., 2006.