Программа курса внеурочной деятельности Клуб юных историков


I. Пояснительная записка
На начальной ступени школьного образования в связи с введением ФГОС произошли значительные изменения, в том числе усиление роли изучения истории и обществознания. В федеральный компонент Базисного учебного плана и обязательный минимум содержания начального образования введена образовательная область «Окружающий мир», включающая пропедевтический курс истории, при изучении которой воспитывается патриотизм, гражданственность, уважение к опыту предков, развивается познавательный интерес, речь, память, мышление и др.
Цель программы: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Программа ставит целью решение следующих задач:
-формирование представление детей о прошлом и настоящем Родины, её законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира, о людях, живущих на родной земле;
-знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;
-обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;
-формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
-воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;
-формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;
-воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;
-развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и традиций;
-формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
-совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;
-создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.
II.Общая характеристика курса.
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков» для детей младшего школьного возраста претендует на реализацию поставленной цели, т.к. имеет туристско-краеведческую направленность и призвана начать формирование у младших школьников чувств патриотизма, любви к малой Родине. В ходе внедрения программы дети начинают освоение различных понятий: Родина, страна, государство, город, семья, личность, закон, право, правительство и др., которые являются основной для развития личности. Яркие события и явления истории позволяют осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать своё поведение с ценностных позиций, определить своё достойное место в окружающем мире. Отличительной особенностью авторы считают наполнение программы содержанием, ориентированным на 2 возрастные группы: детей 6-8 лет, которые воспринимают прошлое как нечто сказочное, и 9-10 лет, когда дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку, а в основном интерес к истории.
Актуальность программы связанна с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
Новизна программы заключается в наполнении историческим содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на развитие личности в условиях внеурочной деятельности младших школьников. Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что в процессе реализации программы происходит не только усвоение определенного содержания истории, но и утверждение ребенком себя как социального субъекта.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Формы реализации:
Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к историческим ценностям используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, изобразительная, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная.
Педагогические методы, используемые в процессе реализации программы:
-методы, повышающие познавательную активность младших школьников;
-методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний;
-методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
-методы коррекции и уточнения.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
-обсуждение исторических фактов, событий, картин, их рефлексивная оценка;
-применение парных и групповых форм обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, викторины, выставки, фестивали, соревнования, проекты, конкурсы. Обобщить полученные детьми знания происходит в ходе выполнения и защиты проектов.
Итак, историко-обществоведческие знания расширяют представления младших школьников об окружающем мире; позволяют осмыслить понятия «гражданственность», «государство», «мир», «единство», «многообразие культур», «толерантность», «свобода», «справедливость», «права человека» и другие; осознать значение этих явлений для жизни человека. Систематическая деятельность, направленная на формирование у учащихся понятий и представлений о ценностях, включение ценностей в эмоциональный опыт учащихся, стимулирование к реализации переживания в действии, способствует возникновению и развитию потенциала изучения историко-обществоведческих знаний в начальной школе. При освоении данной программы школьники получат представление о долгом и трудном пути, пройденным нашим Отечеством, об идущих в глубь столетий корнях, почувствуют себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.
III.Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная программа предназначена для работы с детьми 7–10 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию у младших школьников чувств патриотизма, любви к малой Родине. Обучение по программе ведется с 1 по 4 класс. В четвертом классе программа рассчитана на 34 часа. Участникам учебного процесса предложены занятия в «Клубе юных историков» 1 раз в неделю.
IV. Содержание учебного предмета (34ч. )

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные:
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
осознавать себя гражданином России, объяснять, что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные:
-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
-составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедии, справочников;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
VII. Список учебно – методической литературы
Закон об образовании.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение, 2011.
3.Учебник Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов : Бердинских В.А., Бердинских М.Л.-М.: Баласс,2013.