Конспект внеурочного занятия Посадка комнатных растений


МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Борееваг. Моршанск Тамбовской области
Гостиница для обучающихсяКОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
НА ТЕМУ «ПОСАДКА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

Разработал: Старший воспитатель И.Н. МельситоваРАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ХОЗЯЮШКА»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- систематизировать знания обучающихся о комнатных растениях;- учить применять на практике полученные знания и умения по посадке комнатных растений; тренировать обучающихся в умении сажать цветы;
- учить пользоваться инвентарём и приспособлениями для посадки цветов; учить соблюдать санитарно - гигиенические требования;
- развивать память на основе припоминания ранее изученных сведений о комнатных растениях; развивать мыслительную деятельность на основе умения обучающихся планировать последовательность выполнения практической работы;
- развивать коммуникативные навыки на основе работы в группе;
- воспитывать нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь, бережное отношение к оборудованию и используемым рабочим приспособлениям.
Форма проведения: беседа, мультимедийная презентация, практическая работа.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, экран; горшки и поддоны для цветов, совки, лейки, маленькие лопатки, тазы, клеенки, фартуки; нож, ножницы; мыло, детский крем, салфетки бумажные и матерчатые; земля, дренаж, проросшие отростки хлорофитума, лист сансевьеры; наглядные пособия: пиктограммы, карточки; памятки «Правила ухода за комнатными растениями».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Организация группы. Сообщение цели.
Повторение
- Для чего мы сажаем комнатные растения?
- Для красоты, для уюта, для очищения воздуха в комнате.
- Чтобы растение выросло красивым, что мы должны делать?
- Ухаживать за комнатным растением.
- Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
- Комнатные растения нужно: поливать, удобрять, опрыскивать; очищать от сухих листьев и стеблей, рыхлить почву в горшках, вытирать пыль с листьев; пересаживать цветы.
Слайд 2.
- Какие инструменты и приспособления необходимы для ухода за комнатными растениями?
- Салфетка, лейка, пульверизатор, маленькие грабли, маленькая лопатка, совок, ножницы.
(На слайде – соответствующие ответам обучающихся картинки.На столах у обучающихся - карточки с изображением инструментов и приспособлений для ухода за комнатными растениями.)Воспитатель задает вопросы, обучающиеся отвечают с помощью карточек:
- Когда мы ухаживаем за комнатными растениями, то …
- вытираем пыль с крупных листьев с помощью чего? (Салфетка.)
- поливаем комнатные растения из чего? (Лейка.)
- рыхлим землю с помощью чего? (Маленькие грабли.)
- опрыскиваем комнатное растение из чего? (Пульверизатор.)
- насыпаем землю в горшок, обрезаем сухие листья, разрыхляем землю с помощью чего? (Совок, ножницы, грабельки.)
– с помощью чего делаем углубления в земле (почве), когда сажаем или разрыхляем землю (почву)? (Маленькая лопатка.)
- Какая посуда необходима для посадки комнатных растений?
- Цветочный горшок, кашпо, ваза, поддон под цветочный горшок и вазу.
- Что должно быть в днище горшка?
- Отверстия.
- Для чего нужны отверстия?
- Чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Если будет застаиваться, корни будут гнить и растение погибнет.
- Для чего нужен поддон?
- Чтобы во время полива вода не стекала на мебель, подставку, на пол.
- А как можно размножать комнатные растения? Какие способы существуют?
- Размножать растения можно семенами, луковицами, делением корня, черенкованием.
Слайд 3.
Презентация 2: Комнатные растения. Правила посадки и пересадки растений
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Работа по теме. Информация о растениях
На сегодняшнем занятии мы с вами продолжим учиться сажать комнатные растения (уже на практике) и познакомимся с новым способом их размножения – частью листа. Мы разделимся на 2 подгруппы. Одна подгруппа будет сажать растение, которое называется хлорофитум, а другая подгруппа займется размножением сансевьеры. (На экране – слайды с соответствующими картинками.)
Но сначала выслушайте сообщения об этих растениях, подготовленные вашими друзьями:
Слайд 4.
А) Хлорофитум очень неприхотливое многолетнее растение родом из Южной Африки. Выращивать его любят как начинающие цветоводы, так и профессионалы. В народе хлорофитум прозвали «комнатным сорняком» - за неприхотливость и простоту в уходе.
Красивый и полезный цветок частый гость в детских учреждениях, на предприятиях и дома. Выращивание его доставляет удовольствие и приносит огромную пользу. Старый куст можно разделить на отдельные делянки или укоренить молодую розетку листьев. Цветок хорошо приживается и быстро трогается в рост. Сажать хлорофитум лучше весной или летом.
Помимо своей красоты и неприхотливости, растение обладает рядом полезных свойств. Цветок является прекрасным очистителем воздуха, поглощая все вредные вещества, он выделяет много кислорода. За сутки один экземпляр способен уничтожить до 80% вредных бактерий в непосредственной близости. Взрослое растение полностью очищает небольшое помещение.
Этот цветок также хорошо увлажняет воздух. Врачи рекомендуют держать цветок людям с легочными заболеваниями, аллергикам и тем, кто часто болеет ОРВИ. Желанным гостем станет хлорофитум на кухне у любой хозяйки. Его способность поглощать и задерживать аммиак, угарный газ и вредные соединения благоприятно сказывается на окружающей среде.
Слайд 5.
Б) Сансевьера. Это удивительное растение имеет в народе и другие названия: «щучий хвост», «ослиные ушки». У него - шпагообразные листья, которые торчат прямо из земли и растут из ползущего корневища. Сансевьеру с давних времен выращивали в Индии. А в нашей гостинице сансевьера украшает компьютерный класс и коридоры.
Из волокна сансевьеры изготавливают крепкие веревки, грубую ткань и морские канаты.
Сансевьера имеет и лечебные свойства: теплый сок из листьев закапывают в уши для устранения боли, отвар растения применяют против зуда и чесотки, дым от горящих листьев снимает головную боль.
Есть у сансевьеры одна особенность: листок, разрезанный на части и высаженный во влажную землю, пускает корешки, и из каждой части вырастает новое растение.
Воспитатель. Мы заранее приготовили отростки хлорофитума для посадки, поставили их в воду, и у них проросли корни. Теперь вы их посадите в горшочки.
А из 1 большого листа сансевьеры нам нужно вырастить 6 маленьких сансевьер (разрезаю на части (по 8-10 см) лист сансевьеры).
На столе лежат все необходимые инструменты и приспособления, выберите те, которые будут нам нужны сегодня.
Слайд 6.
Инструктаж по ТБ и санитарно-гигиеническим требованиям
Во время практической работы вы должны соблюдать санитарно-гигиенические требования: работать аккуратно, не рассыпать землю на стол, не пачкать фартук, после работы убрать рабочее место, помыть руки с мылом и смазать их кремом. Так же вы должны соблюдать правила ТБ при работе с землёй, чтобы земля не попала в глаза, когда вы её насыпаете и аккуратно работать с совком и маленькой лопаткой – стараться не пораниться.
Слайд 7.
Демонстрация посадки комнатных растений
Воспитатель. Предварительно составим план практической работы для 1-й подгруппы:
насыпать дренаж в горшок (закрыть дно цветочного горшка);
насыпать землю (неполный горшок, не рассыпая на стол, чуть больше середины горка);
сделать в центре горшка в земле углубление;
аккуратно, не придавливая, поместить отросток в землю и присыпать;
полить цветок и вытереть горшок от земли;
убрать рабочее место (вытереть стол салфеткой);
помыть руки с мылом и смазать кремом.
Слайд 8.
Теперь составляем план практической работы для 2-й подгруппы:
насыпать дренаж в горшок;
насыпать землю и увлажнить ее;
сделать в земле палочкой щель в сторону, почти параллельно поверхности;
углубить в нее часть листа более чем наполовину;
прижать влажной землей и поставить под колпак в тепличку;
убираем рабочее место;
моем руки с мылом и смазываем кремом.
Вы посмотрели, как сажать и как размножать комнатные растения. Теперь с помощью пиктограмм вам нужно повторить план (последовательность) вашей работы с комнатными растениями для каждой подгруппы.
Слайды 9-10.
Работа обучающихся с пиктограммами
Обучающиеся работают у доски с пиктограммами, составляют планы работ (рассказывают последовательность выполнения работы): посадка комнатного растения «Хлорофитум» (1-я подгруппа) и размножение сансевьеры (2-я подгруппа):
насыпать дренаж в горшок;
насыпать землю (1); насыпать землю и увлажнить ее (2);
сделать в центре горшка в земле углубление (1); сделать в земле палочкой щель в сторону (2);
аккуратно, не придавливая, посадить отросток и присыпать землёй (1); углубить в почву часть листа более чем на половину (2);
полить цветок и вытереть горшок от земли (1); прижать влажной землей и поставить под колпак в тепличку (2);
убрать рабочее место;
помыть руки с мылом и смазать кремом.
Слайд 11.
Практическая работа в подгруппах
Воспитатель. Приступаем к выполнению практической работы:
Посадка хлорофитума, размножение сансевьеры;
Уборка рабочего места.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Слайд 12.
Анализ и оценка выполненных работ
Воспитатель. А сейчас проведём отчет о выполненной работе.
Ребята, поменяйтесь местами в подгруппах – 1-я подгруппа подойдет к месту работы 2-й подгруппы, а 2-я – встанет на место 1-й. Проверьте друг у друга аккуратность сделанной работы, оцените по 5-балльной системе.
Какие оценки вы поставили друзьям?
Чему новому и полезному научились?
С каким способом размножения комнатных растений познакомились?
Вы хорошо справились с заданием. Хочу добавить, что землю в цветочницах с сансевьерой вам нужно будет каждый день поливать и время от времени поднимать баночку. Как вы думаете, для чего?
- Для того, чтобы растение дышало.
- Верно. А когда растение укоренится, баночки нужно будет снять. И не забывать продолжать ухаживать за всеми растениями.
2. Закрепление. Рефлексия
Слайд 13.
Работа с презентацией «Назови части растения»:
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран телевизора и выполните задание.
(Обучающиеся называют части растений, появляющиеся на экране и с помощью компьютера проверяют правильность ответа.)
Молодцы! С заданием справились отлично!
Слайд 14.
Сегодня вы хорошо справились с работой. Я думаю, теперь вы дома с легкостью сможете помогать родным сажать и пересаживать цветы.
Слайд 15.
А чтобы вы не забыли правила ухода за комнатными растениями, вам вручаются памятки.