Открытый урок по русскому языкупо темеГлагол. Охрана растительного и животного мира(4класс)


Русский язык 4 класс Учитель: Оспанова С.Т.
средняя школа №22 г.АктобеТема: Глагол. «Охрана растительного и животного мира»
Цели: 1.Обобщение знаний учащихся о глаголе; расширение представлений учащихся об охране растительного и животного мира.
2.Закрепление умения определять время, число, и спряжение глаголов. Развивать творческое мышление, любознательность и наблюдательность.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: таблица «Порядок разбора глагола», красочные иллюстрации животных и растений, индивидуальные карточки, книга
«Моя Родина- Казахстан
Тип урока: интегрированный
Вид урока: обобщение
Межпредметная связь: познание мира
1.Орг.момент.
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по нашей необъятной стране, побываем в заповедных местах Казахстана.
Внимательно послушайте загадку и подумайте,о какой части речи говорится в ней?
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков-
В речи быть одним из главных слов. (Глагол)
2.Постановка цели урока.
-Сегодня мы будем повторять и обобщать всё, что знаем о глаголе.
(Запишите число, классная работа)
3.Минутка чистописания.
Оо ол ом ов об он ох од
Охранять природу - значит охранять Родину.(Это девиз нашего урока)
4. Проверка знаний учащихся:
1) Что такое глагол?
2) Чем является в предложении?
3) Что такое неопределённая форма глагола?
4)Какие суффиксы имеет глагол в неопр. форме?
5) Что такое вид глагола? Что он обозначает?
6)Как изменяются глаголы?
7)Что показывают глаголы наст.вр.и как они изменяются?
8)Что показывают глаголы прошедшего времени и как они изменяются?
9) Как изменяются глаголы будущего времени?
10) Что называется спряжением глаголов? Сколько спряжений имеет глагол?
11) Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спр?
12) Как определить спряжение глагола по суффиксам в неопределённой форме?
13) Как определить спряжение глаголов с ударным личным окончанием?
14) Как определить спряжение глаголов в неопределённой форме?
15) Какие глаголы-исключения знаете?
16) У каких глаголов пишется ь на конце?
17) Правописание –тся, -ться у глаголов.
5.Игра «Не подведи свой ряд»
А) Определение спряжения глаголов. Показ карточек.
Чувствовать, слышать, наблюдать, смотреть, понимать, знать, мыслить, ощущать, терпеть, дружить, охранять, любить.Б) Работа по карточкам. (5-6 учеников)
Проспрягать глаголы, выделить окончания, определить спряжение.
(Взаимопроверка в парах)
В) Работа по красочным иллюстрациям.
….Есть храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Ребята, посмотрите, как прекрасны творения природы.
Вот он хребет Заилийского Алатау, великолепные джайлау, живописные ущелья, бурные водопады, богатейший растительный и животный мир нашего края.
А вот знакомый нам зверь. Кто это? (рассказы детей о снежном барсе и уларе).
Г) Работа в тетрадях и у доски. Комментированное письмо.
Снежный барс является символом независимого Казахстана.
-А это кто? Это улар-птица высокогорий; но иногда она спускается в зону лиственных лесов. Улары обитают в горах.
-А пёстрый ковёр, сотканный природой. Это тюльпаны. Они занесены в Красную книгу.
Не рвите цветы, не надо!
Пусть будет нарядной Земля!
А вместо цветов дарите
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!
-Как можно подарить поля? (сфотографировать или снять на камеру)
-Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого, кто живёт на земле. И вы, маленькие граждане РК, обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Так записано в Конституции Казахстана(статья38)
6. ФизминуткаРуки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки- плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Работа по учебнику (упр615)
-За последние годы человек настолько изменил природу планеты, что многие виды растений и животных могут выжить лишь в заповедниках. Заповедники-это места, где людям запрещено нарушать жизнь природу.
1) задание: написать глаголы в 2 столбика:
1спряжение 2спряжение
Вырубать косить
Распахивать охотиться
Собирать ловить
Устраивать разводить
2) Глагол «запрещается» морфологический разбор:
Запрещается-гл.,н.ф.-запрещать, несов. вид, наст.вр.,3л.,ед.,ч.,сказуемое.
д) Игра «Кто быстрее»
(слова написаны на доске в 4 столбика)
Четверым учащимся предлагается указать цифрой спряжение глаголов.
Встречать I встретить II болеть I желтеть I
Соединить I краснеть I держать II рисовать I
Знать I смотреть II отвечать I видеть II
Слышать II копать II учить II думать I
7. Обобщение.
-Понравился ли вам урок? Что вы запомнили, усвоили из нашего урока?
(надо беречь природу). А как вы можете помочь природе?
-Большой знаток природы, писатель Василий Михайлович Песков писал: «Мир без природы. Без пения птиц, без запахов цветов, без зверушек с их мягкой шёрсткой, без красавиц-бабочек-беден и страшен. И человек должен беречь природу, беречь своих соседей по планете, потому что Земля-наш единственный дом!». (Вернуться к девизу урока: Охранять природу-значит охранять Родину»)
8. Работа с разноуровневыми тестами.
9. Итог урока.
-Над какой частью речи мы работали сегодня? Что мы повторили и усвоили?
Наше путешествие подходит к концу. Вы хорошо поработали, я вами довольна. Молодцы!
(выставление оценок)
10. Домашнее задание:упр.616, выучить названия заповедников.