Конспект урока по географии для 8 класса «Биологические ресурсы. Охрана животного и растительного мира»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Смоленска



Разработка урока географии на конкурс «Мой лучший урок»
8 класс.
Тема урока «Биологические ресурсы.
Охрана растительного и животного мира».

Урок разработан учителем географии
МБОУ СОШ № 5 города Смоленска
Романовой Ириной Евгеньевной,
учителем высшей квалификационной категории
















Смоленск, 2014
Урок географии в 8 классе
«Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира».
Цели урока:
Обучающие: расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках. Определить роль охраняемых территорий.
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников. Учить умению работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, формировать экогеографическое мировоззрение.
Воспитывающие: воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства, бережное отношение к святыням России, воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Задачи учителя:
организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть знаний ребята приобрели самостоятельно. В ходе выполнения поисковых заданий в форме групповой работы.
Использование межпредметных связей с целью расширения и углубления знаний учащихся по данной теме.
Форма проведения урока: урок - экскурсия (виртуальная, с помощью мультимедийного оборудования).
Методы обучения: исследовательский, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- коллективная.
Межпредметные связи:
- география – история;
- география – литература;
-география – экология;
-география – информатика.
Средства обучения:
Физическая карта России;
Атлас по географии -8 класс;
Карта “Заповедники России”;
Контурные карты;
Раздаточный материал;
Учебник: “География: природа России – 8 кл.”;
Тетради;
Мультимедийное оборудование;
Стихи о природе;
Выставка книг.
Предварительная работа:
В течение двух недель учащиеся выполняют следующую работу:
1. Подбирают материал для выступлений.
2. Создают презентацию по теме выступления.
3. Работают с сайтами Интернета.
4. Учитель выполняет роль консультанта.
5. Библиотекарь подбирает книги для выставки.

Содержание урока:
На доске тема: “«Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира».
Ход урока
1. Оргмомент:
- приветствие;
- проверить подготовку ребят к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Работа по карточкам. Учащиеся отвечают на вопросы, а затем проходят к столу учителя, где самостоятельно красной постой отмечают верные и неверные ответы и выставляют оценку.
(задания на карточках прилагаются)
3. Постановка цели урока.
Учитель: – Добрый день! Сегодня мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений. Предлагаю Вам попробовать себя в роли молодых ученых, а я буду вашим научным руководителем.
Итак, все вы сегодня выступаете в роли молодых ученых, которые провели две недели в заповедниках, заказниках и национальных парках и сегодня готовы поделиться с нами своими исследованиями.
Ученый - гидробиолог провел исследования о водных ресурсах заповедника. Ученый - биолог изучил растения Красной книги заповедника, ученые - зоологи изучали животный мир заповедника и отдельно тех животных, которые занесены в Красную книгу. Ученый - географ изучил географическое положение заповедника. Журналист, который сопровождал молодых ученых в их научных исследованиях, будет выступать в роли ведущего нашей виртуальной экскурсии.
Учитель: работа с учебником и тетрадью.
В тетради тема урока «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира».
Учитель: обратите внимание на слайды презентации и впишите в тетрадь определения «заповедник», «заказник», «национальный парк». (Презентация № 1)
На парту учитель кладет раздаточный материал со списком заповедников
В конце урока Вы должны будете ответить на вопрос: в чем отличие заповедника, заказника и национального парка.

4. Актуализация знаний.
Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему? 
Ведущий – журналист:
Человечество волнует мир и война, отношения с далекими и близкими соседями, открытия в медицине, экономике, новости науки и техники. С самых высоких международных трибун говорят о том, как сохранить нашу Землю голубой и зеленой, как не погубить себя своей же собственной деятельностью: не закоптить небо промышленными дымами, не отравить реки отходами, не закопать себя горами мусора. Незаметно, но вопросы экологии вышли на первый план по своей общечеловеческой значимости.
Ученик: сообщение об истории создания заповедников.
(Сообщение прилагается)
Учащиеся защищают проекты о заповеднике, заказнике или национальном парке. (На нашем уроке были подготовлены презентации о Саяно –Шушенском биосферном заповеднике, Астраханском заповеднике).
Пока идет рассказ ученики отмечают на контурной карте Саяно –Шушенский и Астраханский заповедники.
Рассказ сопровождается показом компьютерной презентации, которая заранее подготовлена группой учащихся. (Презентация №2 и презентация № 3)
Подводятся итоги, выставляются оценки за работу в группах (учащиеся оценивают работу друг друга)

5. Закрепление
Учитель: за время нашего виртуального путешествия мы узнали для себя много нового, но при этом мы не забывали, что было дано задание. Поэтому пришло время сделать вывод.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и делают вывод:
- в чем отличие заказника, заповедника, национального парка?
- какие меры по охране животного и растительного мира заповедника, заказника, национального парка предложили бы Вы как молодые ученые?
Учитель: Подводя итоги нашей виртуальной экскурсии мы можем сделать вывод:
Даже созданные заповедники, заказники, национальные парки не мешают бездушным браконьерам убивать животных, собирать цветы, которые занесены в Красную книгу, не почитать места предков и места, которые люди не один век считали святыми. И это все идет от невежества, от незнания и нежелания соблюдать заповеди по охране Природы. Мы должны сохранять природные ресурсы, видовое разнообразие животных и растений, заботиться о том, что после нас останется нашим детям, внукам и правнукам.
Журналист: наше путешествие подходит к концу. Конечно, мы понимаем, что роль молодых ученых исполнили учащиеся, но с их помощью мы узнали о заповедниках, заказниках, национальном парке. Но каждый из нас, даже не став ученым, не работая в заповеднике, может внести свой вклад в сохранение природы на Земле.
Люди приходят в заповедники не за трофеями, не для того, чтобы взять что – то у природы Они приходят сюда с чистыми помыслами – они приходят за знаниями.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
Список используемой литературы.


6. Рефлексия
- Как менялись ваши чувства и настроение во время урока?
- Какое открытие сделали для себя? Какое значение имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?
-На все ли вопросы вы получили ответ?
7. Домашнее задание.
Задание по контурным картам: нанести на контурную карту заповедники России Составить презентацию (12 слайдов) о национальном парке Смоленское Поозерье






















































13PAGE 15














Заголовок 315