План-клнспект урока Природные зоны Северной Америки


ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет География 7 класс Урок №
Тема урока Природные зоны Северной Америки.
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Учащиеся смогут:
Давать определение понятию: физико-географическое положение Северной Америки.
Определять в чём состоят особенности физико-географического положения Северной Америки; координаты крайних точек Северной Америки
Рассказывать о путешественниках и исследователях Северной Америки, и объяснять результаты их работы. Ставить учебную задачу под руководством  учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи;
Работать с текстом: наносить информацию на к/к, составлять таблицы;
Выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Осознавать целостность мира (природы, население, хозяйство) и вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Обучающиеся смогут использовать источники географических знаний для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Решаемые учебные проблемы Почему автор учебника назвал этот раздел «Северная Америка – знакомый незнакомец»? Что является главной отличительной чертой географического положения Северной Америки по сравнению с ранее изученными материками?
Основные понятия, изучаемые на уроке Северная Америка, умеренные широты, империя инков, Калифорния, Канадский Арктический архипелаг, Гренландия, Лабрадор, Гудзонов залив, Большие Антильские острова, Аляска, Панамский перешеек, Флорида, Юкатан, Мексиканский залив, Карибское море, Русская Америка, Г.Гудзон, Х. Колумб. Дж.Кабот, А. Маккензи, Н. Вавилов.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Мультимедийный проектор с экраном, электронная презентация «Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования», карта: «Физическая карта Северной Америки», картинка «История открытия и исследования Северной Америки».
Образовательные интернет-ресурсы http://www.tours.ru/country - Острова и страны. Географическое положение, название  валюты, национальная символика.
http://www.gde-eto.narod.ru – Географический словарь, в котором находится информация о странах, городах, материках, островах, пустынях, ледниках и т.п.
 geografia.ru - География.ру - клуб путешествий.
 nature.worldstreasure.com  - "Чудеса природы".
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Деятельность учителя
Подводящий диалог
- Мы продолжаем путешествие по материкам. Давайте вспомним, какие материки мы с вами уже изучили? (сл. 1-4)
- У вас на парте находятся карточки с изображениями материков (работа в парах). Выложите в одну линию названия тех материков, которые мы прошли. Это будет первая группа материков. В другую линию выложите карточки с названиями материков, которые остались. Какие материки вы отнесли к этой группе?
Деятельность учащихся
- Вспоминают материки, которые уже изучили: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка
- Учащиеся выкладывают первую группу карточек - южные материки (Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка).
Второй группой будут северные материки: Евразия, Северная Америка.
Открывают физическую карту в атласе (стр. 2-3).
- Это Северная Америка. Омывают его три океана: Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый. На севере расположилась большая группа островов, которая покрыта снегом и льдом, поэтому сложно отличить, где суша, а где вода. Материк имеет форму треугольника. Северная Америка тоже, как и Евразия разместилась между Экватором и Северным полюсом. Но Евразия располагается в основном в Восточном полушарии, а Северная Америка – в Западном полушарии. Секвойя – самое высокое дерево Земли. Речь идёт о Великих Североамериканских озёрах. Материк Северная Америка как Новую часть света так же захватила «золотая лихорадка». Искатели золота видели Долину Смерти, где многие и погибли. Ошибочно Х. Колумб назвал местных жителей индейцами, так за ними и «закрепилось» это название.
- По особенностям географического положения и природным компонентам.
- Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь. Запись: «Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования».
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Она полностью располагается в Северном полушарии.
- Северная Америка, как и Евразия, разместились в Северном полушарии, между Северным тропиком и Северным полярным кругом. И мы помним, что они когда-то были одним целым материком – Лавразией, который раскололся на Евразию и Северную Америку. Поэтому некоторые черты природы между этих материков будут схожи.
3. ЭТАП целеполагания и планирования
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Потому что это своеобразный адрес материка, который влияет на его природу. Тем самым мы можем в дальнейшем сделать предположения об особенностях рельефа, климата, растительного и животного мира материка.
Учащиеся формулируют цель урока. Возможные формулировки целей:
- сможем определить географическое положение материка;
- положение материка по отношению к экватору, нулевому меридиану;
- определять координаты крайних точек материка и его протяженность в градусах и километрах;
- назвать имена путешественников исследователей материка, и объяснять результаты их работы.
- Отвечают, чтобы достигнуть цели нашего урока необходимо использовать информацию из учебника, рисунки, карты атласа. Для этого читают пункты текста учебника, выделенные жирным шрифтом, намечают и составляют план изучения новой темы. План урока: 1. ГП Северной Америки; 2. История открытия Северной Америки.
4 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Вспоминают и перечисляют пункты плана, который есть в тетради, или открывают учебник на стр. 282.
- От экватора материк находится целиком и полностью в Северном полушарии, от нулевого меридиана Северная Америка находится в Западном полушарии, 180-й меридиан не пересекает материк. Разместился материк между Северным полярным кругом и Северным тропиком (записывают план ФГП Северной Америке себе в тетрадь).
- Северная Америка – материк Северного и Западного полушарий.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, наносят результаты на к/к:
Мыс Мёрчисон – Северная крайняя точка 72° с.ш 94° з.д.
Мыс. Марьятто – Южная крайняя точка 7° с.ш. 81°з.д.
Мыс Принца-Уэльского – Западная крайняя точка 65°с.ш. 168° з.д.
Мыс Сент-Чарльз - Восточная крайняя точка 52° с.ш. 55°з.д. (Сл. 14).
С помощью географических координат, которые мы определили.
Итак, расстояние материка с севера на юг в градусах (мыс Марьятто – мыс Мёрчисон) равно 72°-7°= 65°. Для того что бы посчитать в километрах, мы знаем, что 1° на любом меридиане Земли равен – 111,3 км. Получается 65° *111,3км = 7235 км. (Сл. 15)
Для того что бы высчитать протяжённость материка с Запада на Восток, нужно измерить линейкой расстояние от мыса Принца Уэльского до мыса Сент – Чарльз: 16,2 см. Масштаб равен 1 см – 350 км. Протяженность материка равна 16,2 см *350 км. = 5670 км. (все записи делают в тетради) (Сл. 16)
Учащиеся обмениваются тетрадями друг с другом и проверяют работы, консультируются у одноклассников, учителя.
- Легко определяли географические координаты.
- Трудно измерять в градусах протяженность материка и не путать географическую широту с географической долготой.
- Северная Америка имеет большую протяженность с севера на юг, поэтому здесь можно встретить все существующие климатические пояса, кроме экваториального.
- Северная Америка относительно Южной Америки лежит на Севере, относительно Антарктиды – тоже в северном направлении, а от Африки на северо-западе; от Евразии отделяется Беринговым проливом, от Южной Америки – Панамским каналом. Омывается на востоке Атлантическим океаном, севере – Северным Ледовитым океаном, западе – Тихим океаном.
- Северная Америка занимает по площади третье место в мире после Евразии и Африки.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Деятельность учителя
Деятельность учителя
Учащиеся отвечают парами: один с места, другой у доски дублирует одноклассника, показывая географические объекты по карте.
1 ряд - На востоке и юге материк омывается водами Атлантического океана: Гудзонов залив, полуостров Лабрадор, Юкатан, Флорида, Саргассово море, Мексиканский залив, залив Св. Лаврентия, Карибское море, Большие Антильские острова, о-в Ньюфаундленд.
2 ряд - вдоль северного берега: материк омывается водами Северно-Ледовитого океана: море Баффина, море Бофорта, полуостров Бутия, остров Баффинова Земля, Гренландское море и остров Гренландия.
3 ряд - На западе и северо-западе воды Тихого океана - полуостров Аляска, Алеутские острова, Берингово море, Берингов пролив, полуостров Калифорния, залив Калифорнийский.
- Наносят номенклатуру береговой линии Северной Америки.
- Береговая линия Северной Америки сильно изрезана по сравнению с Южной Америкой, здесь много островов, полуостровов, заливов, морей и проливов.
-Учащиеся кратко записывают данные в таблицу
Ю/А С/А
Сходство Западное полушарие, похожи на треугольникиРазличие Основная часть в Южном полушарии, омывают 2 океана (А/о, Т/о). Северное полушарие, омывают 3 океана (СЛ/о, А/о, Т/о)
- Открывают стр. 122-123 и называют: Лейва Эйриксона, Джон Кабот, Х.Колумб, Г. Шелихов, А. Маккензи, Н.Вавилов.
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Деятельность учителя
- Давайте вспомним тему нашего урока.
-Чему мы сегодня научились?
-Что узнали интересного?
- Вы хорошо поработали, дружно и активно, Молодцы! Деятельность учащихся
8 ЭТАП Домашнее задание.