Презентация по русскому языку Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (задание блока С)


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭСОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ЗАДАНИЕ БЛОКА С)ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЗДАНА УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУСОШ №17 Г. ТУЛЫ ФЕДОТОВОЙ Е.Ю. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮЯсная структураСоотнесённость с определённым типом и стилем речиРаскрытая темаНаличие определённой идеиЯзык сочинения должен отличаться разнообразием лексики, грамматических конструкций, использованием изобразительно-выразительных средств. Композиционная схемаСформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.Прокомментируйте заявленную проблему.Сформулируйте позицию автораНапишите согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте (приведите не менее 2 аргументов), опираясь:на литературное произведение;на свой жизненный опыт.Сделайте вывод Структура сочинения Отступление от проблематикиТипичные ошибкипересказОтступление от содержания


Порядок работы над сочинениемформулируем проблемуПроблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования.Нравственный выбор (между чем и чем?)Социальная справедливость, жестокое отношение (к чему или к кому?)одиночествоЦель и смысл жизни (творчества)Сложность человеческих отношений (между детьми и родителями, внутри коллектива)Роль литературы (музыки, природы) в жизни человека и общества







Порядок работы над сочинениемФормулируем проблемуВнимательно прочитав текст, выделите ключевые слова и словосочетания. Сформулируйте проблему, поставленную в тексте:Автора интересует(занимает, волнует) вопрос…Автор ищет ответ на…Автор хочет решить общественно значимую (актуальную, злободневную, острую, важную, серьёзную) проблему…Автор предлагает поразмышлять (подумать, порассуждать…)

Порядок работы над сочинениемкомментируем проблемуКомментарий – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу поднимаемой в тексте проблемы.Комментарий проблемы: какие аспекты (существенные стороны) проблемы затронул автор, о чём он рассуждал, каков ход его мыслей, на кого ссылался.Раскрывая проблему, автор рассказывает историю (приводит противоположные мнения; показывает отношения между…; анализирует поведение…); ссылается на… (приводит высказывание, цитирует…)Не забудьте включить цитату, оформив её как прямую речь! Порядок работы над сочинениемФормулируем позицию автора Позиция автора – мнение автора по поводу поставленной проблемы.Мнение автора таково: …;Позиция автора такова: …;Автор считает (полагает, настаивает, утверждает, отрицает…), что «…». Порядок работы над сочинениемвыражаем своё мнение и аргументируемВыразите собственное мнение по поводу заявленной проблемы (насколько актуальна сегодня) и позиции автора (согласие/несогласие).Выражая своё мнение о проблеме, вы не должны обосновывать справедливость нравственных аксиом – истинность утверждений «нужно любить Родину», «образование необходимо» и т.д. бесспорна. Необходимо показать актуальность, жизненность рассматриваемой проблемы. Порядок работы над сочинениемаргументируем своё мнение Виды аргументов: Конкретные факты Ссылки на научные выводы Статистические или экспериментальные данные, существующие законы Свидетельства очевидцев Примеры из жизниПредположительный пример (что было бы, если бы) Пример из литературного произведения (художественного, публицистического) Цитата из авторитетного источника АфоризмСсылка на авторитет: мнение уважаемого человека, специалиста; Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе Порядок работы над сочинением Речевые клише Для выражения собственного мнения: На мой взгляд…; По моему убеждению…; Я думаю (полагаю, считаю, убеждён)…; Я разделяю точку зрения автора, так как…; Нельзя не согласиться с автором, потому что…; Правота автора неоспорима, поскольку…; Автор выразил близкие мне чувства (помог по-новому взглянуть на…); Нельзя остаться равнодушным к …; Не могу согласиться с утверждением (мнением, позицией, выводом)…; Кажется весьма спорным… Порядок работы над сочинениемречевые клише Для введения аргументов: Например…; во-первых (во-вторых)…; Бывает так, что…; А.С.Пушкин писал…; Л.Н.Толстой утверждал…; И.С.Тургенев однажды сказал…; Этому можно найти немало примеров в периодической печати ( в художественной литературе, повседневной жизни)…; Нечто подобное случилось со мной (моим товарищем, близким родственником).Примеры из произведений не просто приводим, а объясняем! Порядок работы над сочинениемделаем вывод В выводе подводим итог размышлениям по проблеме, можно привести цитату из текста, афоризм, высказывание известного человека.