План – конспект урока по литературному чтению 2 класс Н. Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»


План – конспект урока по литературному чтению 2 класс Н. Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»
Учитель начальных классов Насунова Оксана Владимировна
РК с. Ульяновское
Цель урока: знакомство с творчеством Н. Н. Носова.
Задачи: образовательные:
познакомить учащихся с новыми произведениями,
способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,
развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски.
воспитывающие:
содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к животным, заботы о них,
способствовать сплочению классного коллектива,
содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки.
Оборудование:
компьютер и проектор,
мультимедийная презентация,
фрагменты мультфильмов.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
План урока.
Организационный момент.
Приветствие
II Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок литературного чтения – учебно – познавательное занятие. Сейчас мы узнаем, кто будет главным героем нашего урока. Послушайте стихотворение – загадку Валентина Берестова.
Знакомый
Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем,
Мы - неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем -
То он, то я, то он, то я!
Объятья, шутки, разговоры.
-Ну как живёшь? Ну как дела?-
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень на цыпочках прошла.
-Побудь со мной ещё немного!-
Но я его не удержал.
"Гав! Гав!"- сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.
III Сообщение темы и цели урока.
Учитель: мы познакомимся с произведением известного русского автора Николая Николаевича Носова, узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно и выразительно. А так же узнаем много интересных фактов из жизни собак.
Тема нашего урока – рассказ Н. Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса»
IV. Новый материал.
Сейчас я познакомлю вас с творческой биографией автора
Родился Николай Носов в начале прошлого века в семье актера. Детство его прошло недалеко от Киева. Окончил Московский государственный институт кинематографии и работал в сфере кино.
По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, любви к детям и уважения».
Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год).
Далее по этим ступенькам одна за другой выходили книги уже известного «веселого писателя», как часто называют Н. Н. Носова: «Веселые рассказы»; «Дневник Коли Синицына»; сборник «На горке»; повесть «Веселая семейка»; «Прятки»; «Незнайка в Солнечном городе»; «Приключения Незнайки и его друзей» (слайды 5 - 7).
Дети — герои в его книгах — не весельчаки, не скоморохи. Они деловиты. Они нормальные здоровые дети, живут открыто, увлеченно
V. Знакомство с произведением.
- Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Н. Н. Носова. Героями произведения стали собаки.
Рассказ называется «Бобик в гостях у Барбоса».
1. Чтение учителем.
2. Работа над содержанием. Беседа:
- Понравился ли вам рассказ? Можно ли назвать это произведение юмористическим? Почему?
- Кто главные герои рассказа?
- Барбос – это комнатная собака. А Бобик?
- Почему Бобик не знал назначение предметов интерьера в квартире?
- Барбоске было смешно наблюдать за незнанием Бобика, он почувствовал себя образованной собакой. Именно поэтому он стал вести себя немного снисходительно по отношению к другу, хвастливо. Что он стал говорить Бобику про квартиру, мебель и вещи?
3. Чтение учащимися по цепочке. Чтение диалога по ролям. Повторение понятия «диалог». Соблюдение интонаций при чтении диалога.
4. Физ. минутка:
По сюжету этого рассказа Н. Н. Носова был снят мультфильм. Давайте посмотрим фрагмент этого мультфильма.
Беседа:
- Чем отличается содержание рассказа от содержания мультфильма?
- Как вы думаете, собаки напакостили специально, или просто так получилось, они не хотели навредить?
Иногда наши домашние животные могут нечаянно навредить. Послушайте стихотворение СОБАЧКИНЫ ОГОРЧЕНИЯ
В лесочке над речкой
Построена дачка. √На дачке живёт
Небольшая собачка. √Собачка довольна
И лесом, и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачей.
Во-первых,
Собачку слегка обижает,
Что дачу
Высокий забор окружает.
Ведь если б не этот
Противный забор,
То с кошками √Был бы другой разговор!
Её огорчает,
Что люди забыли
Придумать
Собачкины автомобили. √Собачка
Обиды терпеть не желает:
Она на машины отпаяно лает!
Ей грустно глядеть
На цветочные грядки: √Они у хозяев
В таком беспорядке!
Однажды собачка их славно вскопала,
И ей же - представьте! -
За это попало!
Хозяин
Собачку за стол не сажает, √И это, понятно, её обижает:
Не так уж приятно
Приличной собачке
Сидеть на полу,
Ожидая подачки!
Но дайте собачке
Кусочек печенья -
И сразу окончатся
Все огорченья
VI. Развитие речи и воспитание экологической культуры.
1. Беседа:
- Главные герои нашего занятия - собаки. Принято считать, что самым первым домашним животным, которое приручил человек, была именно собака.
Была эпоха ледяного мрака,
Брел Человек, не ведая пути.
Брел Человек. А рядом - шла Собака
И вместе лишь они смогли приют найти.
Собака охраняла Человека,
Его семью, его посевы, скот.
Так повелось аж с бронзового века:
Где человек - собака там живет.
Прошли года, эпохи поменялись
Уж много раз - и был потоп и мор,
Но неизменно вместе оставались
Они всегда - всему наперекор.
(Фрагмент, автор Алсу Дибаева)
Об этих животных написано множество литературных произведений: рассказов, сказок, стихотворений. О собаках снято много художественных и мультипликационных фильмов. Немало пословиц и поговорок, крылатых выражений о собаках. Давайте поработаем с некоторыми пословицами.
Как вы понимаете пословицы:
Без собаки зайца не поймаешь .
Верная собака на всякого прохожего лает, а тогда и воров не страшно.
(французская пословица) .И собака помнит, кто ее кормит .Собака видит мир носом, а кошка ушами .А зачем современному человеку нужна собака?
VII. Итог урока. Рефлексия.
1. Беседа:
- Сегодня на уроке мы познакомились с интересным автором, детским писателем. Как его зовут?
- Какое произведение мы прочитали? .- О чём этот рассказ?
- Что нового вы узнали на уроке?
Собака-компаньон не появляется в одночасье. Друга еще надо воспитать и создать ему условия для долгой счастливой жизни . Если вы проявите заботу и ласку к своему питомцу, собака ответит вам любовью, ведь недаром принято считать, что преданней собаки нету существа.
Прослушивание песни «Это знает всякий» с просмотром видеоматериала