Поурочный план по физике для 8-го класса на тему: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.


Поурочный план
по физике 8 класс.
(8.2.2)
Глава I «Внутренняя энергия»
Тема: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.
Котвицкий Ю.Б., учитель физики
КГУ «Учебно-Воспитательный Комплекс «Лицей»
Содержание
№ п/п Наименование раздела Стр.
Содержание 2
1 Поурочный план 3
Приложение №1 Фронтальный опрос 5
Приложение №2 Зависимость скорости диффузии от температуры. 6
2 Опорный конспект 7
3 Слайды к уроку 9
Поурочный план по физике 8 класс.
Глава I «Внутренняя энергия»
Тема: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.
Тип урока:  Урок формирования новых знаний и умений.
Вид урока: Комбинированный урок

Цели урока:
Актуализировать знания броуновского движения и диффузии;
Выяснить зависимость диффузии от температуры.
Что называют тепловым движением;
Понятие физического смысла температуры.
Показать на опытах и жизненных примерах значение изменения температуры;
Побудить  интерес к  самостоятельному решению задач;
Создать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;
Способствовать развитию конвергентного мышления;
Формирование коммуникативного общения учащихся;
Формировать целеустремленность, настойчивость, терпимость;
Развивать внимание и любознательность, работать над развитием познавательного интереса.
Оборудование:
Сосуды с водой разной температуры;
Медный купорос или марганцовка;
Ролики броуновского движения и диффузии 3d;
Презентация «Тепловое движение»;
Персональный компьютер, колонки;
Проектор;
Мультимедийная доска (экран).
Демонстрации:
Броуновское движение (ролик. 3d модель).
Жидкость. Диффузия (ролик. 3d модель).
Зависимость скорости диффузии от температуры.
План урока:
Орг. момент
Проверка знаний, их актуализация (проверка домашнего задания).
Изучение нового материала
3.1 Броуновское движение и диффузия.
3.2 Зависимость диффузии от температуры. Физический смысл температуры.
Закрепление нового материала
Домашнее задание
Подведение итогов
Дополнительный материал
ХОД УРОКА:
Орг. Момент
Проверка готовности класса к уроку.  Мотивация. Постановка целей и задач урока.
Проверка знаний, их актуализация (Проведение фронтального опроса).
Приложение №1.

Изучение нового материала3.1 Из курса физики 7 класса Вам уже известно, что такое броуновское движение и диффузия (глава II «Строение вещества»).
(Напоминаем учащимся, что называется броуновским движением и диффузией).
Демонстрация роликов: Броуновское движение и диффузия.
(Просим учащихся привести примеры диффузии в природе)
Связаны ли между собой скорость движения молекул и температура.
Демонстрация опыта: Зависимость скорости диффузии от температуры. (Приложение №2.)
Из проводимого опыта делается вывод: Протекание диффузии при более высокой температуре происходит быстрее, чем при низкой.
3.2 Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением. В тепловом движении участвуют все молекулы тела.
Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории (ломаной линии), чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы. Элементарный фрагмент такой ломаной - длина свободного пробега от соударения до соударения одной частицы с другой, убедительным тому доказательством является броуновское движение.
Так же вспомним, что все тела обладают механической энергией, которая в свою очередь состоит из потенциальной – энергия взаимодействия тел или частей тела и кинетической – энергия которой обладают движущиеся тела.
Из проведенных опытов мы заметили, что протекание диффузии при более высокой температуре происходит быстрее, чем при низкой, следовательно с ростом температуры растет средняя кинетическая энергия теплового движения молекул.
Вывод: температура - это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. В этом и заключается физический смысл температуры.
Обращается внимание на то, что тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвуют очень много частиц и каждая движется беспорядочно. Тепловое движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять свою интенсивность.
4. Закрепление пройденного материала. 5. Домашнее задание.
§1-2 учебника (стр. 5-19).
Вопросы для самоконтроля (стр. 11, 18)
6. Итог урока.
Подведение итогов. Выставление оценок.
7. Дополнительный материал.
Приложение №1 к теме:
Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.
Фронтальный опрос.
Вопросы для повторения:
Как меняется давление газа при изменении его температуры (при постоянном объеме)?
Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?
Что мы понимаем под температурой вещества?
Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха.
Какие температурные шкалы вам известны?
Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?

Приложение №2 к теме: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.
Зависимость скорости диффузии от температуры.
Приборы и материалы:
1) Два сосуда с водой: один с горячей водой, второй - с холодной; 2) медный купорос или марганцовка.
Порядок проведения работы:
1. Опустить два кристаллика медного купороса в стакан с холодной и горячей водой.
Ответит на вопросы:
Что при этом наблюдаете?
(Ученик сообщает, в стакане с горячей водой диффузия протекает быстрее;)
2. Какой вывод можно сделать?
(Скорость движения молекул и температура связаны между собой.)

Опорный конспект
(8.2.2)
Глава I «Внутренняя энергия»
Тема: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.

Опорный конспект по физике 8 класс.
Глава I «Внутренняя энергия»
Тема: Температура. Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.
ОК – 8.2.2
Р. Броун 1827г. Броуновское движение.
Броуновское движение – беспорядочное и непрерывное движение взвешенных в жидкости или газе частиц.
Диффузия – явление проникновения одного вещества в межмолекулярное пространство другого вещества.
Зависимость диффузии от 0t
При t0 увеличивается v диффузии При t0 уменьшается V;
При t0 уменьшается v диффузии;
Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.
Потенциальная энергия – энергия, которая определяется взаимным положением тел или частей тела.
Кинетическая энергия – энергия, которой обладает тело вследствие своего движения.
Температура - это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества.
Слайды к уроку
(8.2.2)
Глава I «Внутренняя энергия»
Тема: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.

Слайд №1 Слайд №2

Слайд №3 (3d ролик) Слайд №4 (3d ролик)

Слайд №5(3d ролик) Слайд №6 (3d ролик)
Слайд №5
Для заметок