Практическая работа по теме Программная реализация несложного алгоритма

Инструкционно - технологическая карта на выполнение практической работы
по предмету: информатика и ИКТ
Тема: Программная реализация несложного алгоритма.
Цель: выработать практические навыки составления несложной программы в среде программирования  Pascal ABC, проведения тестирования программ в этой среде.
Приобретаемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Учебно-методическое оснащение рабочего места: инструкционно-технологическая карта.
Основные правила ТБ: требование безопасности во время занятия.
Литература: Михеева, Е.В. Информатика; Цветкова М.С. Информатика и ИКТ.
Ход работы.
Краткие теоретические сведения
ВНИМАНИЕ! Для каждого пользователя рекомендуется создать отдельную папку,
например, KURS, а в ней папки для файлов.
Для запуска Паскаль АВС необходимо запустить ярлык Pascal ABC. На экране появится среда программирования Паскаль АВС (оболочка). Среда программирования – это пакет взаимосвязанных файлов, которые позволяют набирать, редактировать, запускать и отлаживать программы.
После запуска ярлыка на рабочем столе открывается окно:
Первая строка экрана – меню интегрированной среды, следующая строка – панель инструментов, нижняя строка экрана – строка подсказки и состояния интегрированной среды. Между ними расположено окно редактирования – рабочее поле, в котором можно открывать несколько вкладок для разных программ.
Окно редактирования предназначено для ввода и редактирования текста программы. Место ввода информации обозначено курсором. В верхней левой части окна редактирования выводится служебное имя редактируемого файла, например: Program1.pas.
Выполнение работы:
Задание 1.
1. Найдите строку Меню (сверху) и строку-подсказку (снизу).
2. Поочередно войдите в указанные ниже разделы Меню (активизируйте Меню мышью).
3. Найдите следующие команды:
В меню Файл
Новый – создать новый фал
Oткрыть – открыть файл
Сохранить – сохранить файл
Сохранить как – сохранить под новым именем
Выход – выйти из Паскаля
В меню Правка
Отменить – отменить изменение
Восстановить – вернуть изменение
В меню Программа
Выполнить – выполнить программу
Остановить – остановить программу.
Задание 2.
1) Наберите простейшую программу, соответствующую условию задачи:
Ввести в компьютер два целых числа, найти их сумму, результат вывести на эк-
ран с поясняющим текстом.
Внимание! Две косые черты (//) отделяют комментарии, их набирать не нужно.
program raschet; // название программы
uses crt; // подключаемые модули
var x, y, s:integer; // объявление имен переменных и их типа
begin // начало исполнительной части
writeln(’Введите два целых числа’); // написать на экране текст
readln(x,y); // прочитать данные с клавиатуры и
// запомнить их в переменных
s:=x+y; // выполнить расчет и запомнить его в

· // переменной
writeln(Сумма чисел =’,s); // написать на экране текст и значение
// переменной
end. // конец программы

2) Запустите набранную программу на выполнение.
3) Сохраните набранную программу в своей папке.
4) Разберитесь с работой программы и измените ее так, чтобы она вычисляла не сумму, а разность чисел.
5) Проверьте правильность работы измененной программы. Сохраните программу под новым именем в своей папке.
Задание 3.
1) Активизируйте пункт Файл и создайте новый файл (Новый). 2) Наберите текст программы. При наборе текста программы соблюдайте позиционирование (отступы) строк. Это не влияет на работу программы, но делает ее читабельной и облегчает поиск ошибок.
В следующей программе подсчитывается доход клиента за 1 год в зависимости от банковского процента и от величины денежного вклада.
Внимание! Текст в фигурных скобках является пояснением: его не нужно набирать.
Обратите внимание на значение служебных слов языка.
program doxod; {название программы}
uses crt; {подключаемые модули (библиотеки)}
var b,a:integer; {объявление переменных и их типа}
c:real;
begin {начало программы}
clrscr; {очистка экрана}
writeln('Доход от вклада'); {вывод текста на экран
с переводом курсора на следующую строку}
write( 'Введите величину вклада в рублях: ' ); {вывод текста на экран без перевода
курсора на следующую строку}
readln(b); {ввод целого числа в переменную b с переходом на следующую строку}
write('Введите величину банковского процента ');
readln(a);
c:=a*b/100; {расчет значения переменной с}
writeln('Ваш доход =',c,' рублей'); {вывод текста, значения переменной и текста}
end.
3) Запустите программу на выполнение. Введите следующие данные:
Введите величину вклада в рублях: 1000
Введите величину банковского процента. 10
В результате должен получиться ответ:
Ваш доход =100 рублей
4) Снова запустите программу и введите другие разумные исходные данные.
5) Сохраните программу под новым именем в своей папке.
Задание 4. Составить программу, соответствующую условию задачи.
Вариант 1.
1) Дана сторона квадрата а. Найти его периметр Р=4
·а.
2)Дан диаметр окружности d. Найти её длину L=
·
·d. В качестве значения
· использовать 3.14.
Вариант 2.
1) Даны два числа а и b. Найти их среднее арифметическое: (а+b)/2.
2) Дана длина ребра куба а. Найти объём куба V=a3 .
Вариант 3.
1)Даны стороны прямоугольника а и b. Найти его периметр Р=2
·(а+b).
2)Найти длину окружности L заданного радиуса R: L=2
·
·
·R. В качестве значения
· использовать 3.14.
Вариант 4.
Даны стороны прямоугольника а и b. Найти его площадь S=ab.
Найти площадь круга S заданного радиуса R: S=
·
·R2. В качестве значения
· использовать 3.14.
Вариант 5.
Дана сторона квадрата а. Найти его площадь S=a2 .
Дана длина ребра куба а. Найти площадь его поверхности S=6
·a2.

Контрольные вопросы
Определение алгоритма.
Свойства алгоритма.
Способы описания алгоритма.

15