Разработка урока Развитие жизни в Архее и Протерозое

Тема: «Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры».

Цель урока: Изучить основные ароморфозы в эволюции живых организмов в архее, протерозое и палеозое.

Задачи урока:
Установить основные ароморфозы в эволюции живых организмов в архее, протерозое и палеозое.
Развивать аналитические навыки работы с различными источниками информации, выделяя главное, работы с биологической терминологией.

Критерии успешности:
Я установил основные ароморфозы в эволюции живых организмов в архее, протерозое и палеозое.
Я могу успешно работать с различными источниками информации, выделять главное.
Я могу правильно использовать биологическую терминологию.

Обеспечение урока: задания для работы групп, проектор, фильмы «Эволюция Земли за 10 минут», «Развитие жизни в
архее, протерозое и палеозое»

Ход урока:
Этап
Деятельность учителя
Время
Деятельность учащихся

1. Организационный
Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу.
1 мин
Слушают учителя.

2. Разминка.
Терминологическая работа:
Группа ЕНТ – установить логическую связь между следующими терминами: Эволюция, химическая эволюция, биологическая эволюция, абиогенез, биогенез, прокариоты, эукариоты, ароморфоз.
Остальные учащиеся – устно дать определение тем же терминам.
7 мин

Работают на ватмане и устанавливают логическую связь.
Устно определяют термины, приводят примеры

3. Определение темы
урока.
Целеполагание.
«Подводящий диалог»
Просмотр фрагмента фильма «Эволюция Земли за 10 минут»
О чем будем говорить сегодня на уроке?
Какой этап эволюции был показан?
Что же было дальше?
Какие задачи можно поставить перед собой на урок?
7 мин

Отвечают на вопросы и пытаются определить тему урока и поставить задачи на урок

3. Изучение нового
материала.

Организация работы групп.
Работа групп с текстами учебника и дополнительной литературой по инструктивным карточкам.
1 группа.
Прочитать текст учебника стр. 90 – 91.
Выписать термины в тетрадь и дать им определение: ПАЛЕОНТОЛОГИЯ, ХРОНОЛОГИЯ, ЭОН, КРИПТОЗОЙ, ФАНЕРОЗОЙ.
Заполнить схему «Отрезки времени» на ватмане.




2 группа.
Прочитать текст учебника стр. 91 – 92 (ДО СЛОВ «медленно»)
Выписать термины в тетрадь и дать им определение: АРХЕЙ, ГЕТЕРОТРОФЫ, СТРОМАТОЛИТЫ, ПРОКАРИОТЫ.
Охарактеризовать состояние окружающей среды (по геохронологической таблице)
Длительность периода –
Состояние атмосферы –
Состояние горных пород –
Живые организмы –
Как быстро шли эволюционные процессы?

3 группа.
Прочитать текст учебника стр. 92 – 93 (от слов «постепенно»).
Выписать термины в тетрадь и дать им определение: ХЕМОСИНТЕЗ, ФОТОСИНТЕЗ, АЭРОБЫ, АНАЭРОБЫ.
Какие эволюционные изменения произошли в Архее? (по геохронологической таблице)

4 группа.
Прочитать текст учебника стр. 93.
Выписать термины в тетрадь и дать им определение: ЭУКАРИОТЫ, КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ, ЛАНЦЕТНИК, ХОРДОВЫЕ.
Охарактеризуйте протерозойскую эру: (по геохронологической таблице)
Условия окружающей среды -
Развитие жизни в этот период – животные, растения.

5 группа.
Проанализируйте геохронологическую таблицу.
Расположите события, происходящие в Архее и Протерозое, в последовательности, соответствующей порядку их возникновения:
А) Появление фотосинтеза
Б) Появление прокариот
В) Появление многоклеточных водорослей
Г) появление свободного кислорода
Д) появление членистоногих
Е) появление моллюсков
Ж) появление кольчатых червей.

Подготовка презентации.
Презентация работы групп.

Фронтальная беседа по презентациям:
Когда сформировалась Земля как планета? (4,5 – 7 млрд лет назад)
Как вы можете определить термин «ЖИЗНЬ»?
Откуда брали первые живые организмы пищу? Происходило ли возобновление ее?
Почему пищи становилось меньше?
Значит наступил тупик эволюции?
Почему сначала появился хемосинтез?
Какие организмы смогли фотосинтезировать?
Был ли полезен кислород, который стал появляться в атмосфере в результате фотосинтеза для живых организмов того времени?
Кто они были по отношению к кислородной среде? (анаэробы, аэробы)
Что дал ОЗОН для эволюционного процесса?
1 мин
7 мин














































5 мин
10 мин

5 мин
Слушают пояснения учителя.
Читают тексты.
Работают в группе по заданию.












































Готовят презентацию
Устно презентуют свою работу
Устно отвечают на вопросы

4. Подведение итогов,
рефлексия
Выставление оценок за активность на уроке
Все ли было понятно на уроке?
1 мин
Отвечают на вопросы

5. Домашнее задание.
§ 7, термины, доработать таблицу на архейскую, протерозойскую эры: стр. 115 учебника.


Делают записи в дневнике
Слушают комментарий учителя.


ЭОНЫ



15