Конспект открытого урока по предмету биология Строение клубня картофеля


Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.
Конспект открытого урока в 7 классе по предмету «Биология».
«Лист растений. Внешнее строение листа»

Разработала: учитель биологии высшей квалификационной категории
Щебуняева Л. А.
Новочеркасск, 2014 г.
Тема урока: «Лист растений. Внешнее строение листа».
Цель: изучение обучающимися внешнего строения листа. Усвоить понятия: лиственная пластинка, черешок, жилкование, связь жилкования с делением растений на двудольные и однодольные.
Задачи:
Образовательные: формировать знания обучающихся об особенностях строения листа растений; усвоить понятия – «листовая пластинка», «черешок», «жилкование», связь жилкования с делением растений на однодольные и двудольные.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, запоминанию в процессе изучения нового материала через слуховые и зрительные анализаторы; учить сравнивать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать экологические знания о целостности природы, воспитывать бережное отношения к миру растений.
Оборудование: образцы засушенных листьев растений и горшечные цветы (подписанные), трафареты листьев для работы в тетрадях, презентация, ПК учителя, мультимедиа проектор, экран.
Тип урока: Комбинированный.
Методы: беседа, рассказ, работа по карточкам-заданиям по теме «Корень», демонстрация наглядного материала, проведение наблюдений, разгадывание загадок, листьев растений, работа с текстом учебника, запись и зарисовка в тетрадях.
Технологии: слайдовой презентации; здоровьесберегающие; игровая.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … (природа)
Дежурным проверить и доложить: всё ли на месте, всё ли в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Дежурные докладывают о готовности класса.
II. Актуализация знаний.
Учитель: - Сегодня мы проводим открытый урок. Ваша задача – показать умение быть усидчивыми, внимательными, давать полные ответы.
- На предыдущем уроке мы с вами говорили о значении корней в жизни растений. Сейчас я проверю ваши знания, раздав карточки-задания. У вас есть пять мину, чтобы ответить на задания в карточка.
(Учитель собирает карточки с выполненным заданием и выборочно оценивает работу учащихся.)
III. Постановка проблемы.
Повторение.
Учитель: - Давайте вспомним, из каких органов состоит растение?
(Учащиеся отвечают: корень, стебель, лист, цветы и плоды).
Учитель: - Мы с вами изучили некоторые органы растений. Теперь вы имеете представление о корнях, цветках, плодах, семенах, а сегодня мы с вами будем изучать новые части растений. Отгадайте загадки
Объяснение нового материала:
Загадки:
Пелена зелена
Весной без предела
Все растения одела (лист).
Зелёный висит,
Жёлтый летит,
Чёрный на земле лежит. (Лист).
Учитель: - О какой части растения эти загадки? (Ответы детей).
- А теперь, ребята, посмотрите на экран! Обратите внимание, что название темы урока у нас зашифровано рядом чисел 1, 3, 5, 7, 9,11,13,15,17,19,21,23. Какой это ряд чисел?
Учащиеся: - Нечётный.
Учитель: - Используя, нечётный ряд чисел, прочтите тему урока (Лист растений) (Слайд 2). На сегодняшнем уроке вы узнаете, как устроен внешне лист растений. Мы будем работать по такому плану (слайд 3):
Внешнее строение листа.
Жилкование однодольных и двудольных растений.
Учитель: -Лист – надземный важный орган растений. У разных растений разные листья: цветом, формой. Размером, прикреплением к стеблю. (Демонстрируются комнатные растения). Есть листья-гиганты – как у тропического водного растения виктория регия. На листе этого растения может как в лодке кататься пятилетний ребёнок. Есть листья-малютки, как у растений тундры или водного растения ряски.
- На уроках мы с вами узнаем, как важна роль листьев в жизни растений как органов питания, дыхания, выделения кислорода в атмосферу, испарения лишней воды, листья некоторых растений являются органами размножения.
- Лист любого растения – сложная химическая лаборатория, где постоянно идут сложнейшие жизненные процессы, но об этом мы узнаем на последующих уроках.
- Сегодня мы делаем самое первое знакомство с листом растений, его внешним строением.
Задание учащимся: Прочитайте в учебнике текст на стр. 67. Вам надо за пять минут прочитать текс и описать таблицу, т.е. ответить на вопросы «Что как называется?». (слайд 5).
Учащиеся в течении пяти минут работают с текстом.
Учитель: - За 5 минут мы не только провели чтение параграфа, но и провели исследование внешнего строения листа. Так как же называются части листа? (Слайд 5-6).
Учащиеся: - Показывают и называю черешок и листовую пластинку, называют, чем черешковые листья отличаются от сидячих.
Учитель: - Прочтите новые слова: черешок, листовая пластинка, черешковый лист, сидячий лист. Давайте найдём на выставленных комнатных растениях черешковые и сидячие листья.
Учитель: (демонстрирует веточку сосны (слайд 7)). Это лист какого растения? Как называются его листья? (Дети называют: это сосна, её листья – хвоя – игольчатые изменённые листья).
Учитель: - Рассматривая листовые пластинки любого листа на них мы видим тонкие жилки – это тонкие сосуды, по которым в лист от корня по стеблю поступают вода и растворённые в неё минеральные соли. Разветвление сосудов на листе это и есть жилкование. У многих листьев заметна главная – центральная – жилка. От неё в разные стороны отходят боковые жилки. Такое жилкование называют перистым. Пальчатое – от черенка жилки отходят веером, как палицы на руке. Перестое и пальчатое жилкование как сетка пронизывают лист, поэтому такое жилкование называют ещё перисто-сетчатое и пальчато-сетчатое. Если форма листа вытянута, то жилки идут по всей длине листа – это параллельное жилкование. Дуговое жилкование встречается у больших овальных листьев. (Слайд 8).
(Дети проговаривают хором и выборочно «типы жилкования»).
- Оказывается, жилкование листьев связано с корневой системой и строением листа.
- А теперь вспомните (вопросы учащимся):
Какие растения относятся к однодольным?
Какие растения относятся к двудольным?
Какой тип корневой системы у однодольных? (Мочковатая).
Какой тип корневой системы у двудольных? (Стержневая).
(Ответы воспитанников.)
- Растения с мочковатой корневой системой имеют листья или с параллельным, или с дуговым жилкованием. Растения, у которых стержневая корневая система имеют листья с пальчато-сетчатым или перисто-сетчатым жилкованием
Физкультминутка.
Мы идём сейчас все в лес.
(Шаги на месте).
Сколько здесь вокруг чудес!
(Развести руками).
Листья жёлтые упали,
(присесть)
Травы все давно завяли.
(опустить голову).
Мы листочки собирали
(сжать кисти рук)
Любовались вверх бросали.
Закрепление изученной темы.
Учитель: - На столе перед каждым из вас лежит конверт с засушенными листьями растений и вырезанные из бумаги трафареты листьев для записи в тетради. Листья каких растений я засушила (дети называют: клёна, сирени и вишни).
- Покажите на листе клёна листовую пластинку, черешок. Какое жилкование у листа клёна? У вишни? У сирени? Это однодольные растений? Нет, двудольные!
(Учащиеся показывают листья и отвечают на вопросы.)
Обвести в тетрадях трафареты листа с указанием его частей.
Обобщение.
Учитель: - Проверим ваши знания с помощью игры «Прилетел к тебе листок» (На вырезанных из жёлтой бумаги листьях записано по одному вопросу из темы урока. Учитель идёт по рядам и произвольно раздаёт листы-задания. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируя ответы на горшечных цветах).
IV Итог урока.
Учитель: - Спасибо за активную работу на уроке! Молодцы, я довольна вами.
Выставление учащимся оценок за работу на уроке.
Задание на дом.
Страницы учебника 67 – 70.