Урок по русскому языку для 6 класса на тему Приставочно-суффиксальный способ образования слов


Тема: Приставочно – суффиксальный способ образования слов.
Цель: В конце урока ученики смогут образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса, смогут привести по 5 примеров и составить с ними предложения.
Оборудование: сигнальные карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
А) Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке
Б) Психологически подготовить учащихся.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
а) входной контроль
26035188595
711206604064135539115
2730525400Расставьте приставки и суффиксы по местам.
Для чего служат приставки и суффиксы в слове?
Придумайте слова, используя корень -лёт- и приставки: пере-, по-, на-, с-, при-.
3.Формирование новых понятий и способов действия.
Приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Иногда корень зовет на помощь одновременно и приставку и суффикс, такой способ словообразования назвали приставочно-суффиксальным.
4. Применение приобретенных знаний. Формирование умений и навыков.
Задание 1. Каким способом словообразования образованы все эти слова?
/мечтатель/ + суффикс -ниц- + (а)
/счастлив/ + суффикс -чик- + ( )
/жемчуж/ + суффикс -инк- + (а)
Задание 2. 1. Найдите в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.
2. Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
Братья молча постоялиДа в затылке почесали.
Кушай яблочко, мой свет –Благодарствуй за обед.
Задание 3. 1. Обозначьте приставки в приведенных словах. 2.Какие новые значения придают они каждому из однокоренных слов?
Лететь, влететь, вылететь, залететь, слететь, долететь, налететь, улететь, взлететь, полететь, перелететь, облететь; летная – нелетная.Задание 4. 1. Прочитайте слова. 2. Не записывая слов, составьте их схемы. Грибника, хохотушка, засветит, комариный.
5. Этап информации о домашнем задании: упр.12, 13 стр. 83.
6. Рефлексия. Прием «Снежок».
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Приведите примеры.
- Составьте с ними предложения.
7. Подведение итога урока. Выставление и комментирование оценок.