Урок Приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный способы образования слов


Класс: 6
Тема урока: Приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный способы образования слов
Цель урока: полное понятие о способах образования новых слов;
а)научить учащихся различать способы образования слов;
в)развивать у учащихся творческие способности, речевую и мыслительную деятельность;
с) воспитать у учащихся интерес к предмету, их активность на уроке.
Тип урока: урок-объяснение
Форма урока: индивидуальная
Метод урока: словесный, поисковый, творческий
Наглядность: карточки
Ход урока:
І.Оргмомент (настрой учащихся к уроку)
ІІ. Вопросно-ответная беседа.
Составьте кластер: состав слова
1.Назовите основные части слова (окончание и основа)
2. Что входит в основу слов?
3.Что такое окончание?
4. Какая часть слова называется приставкой?
5.Какие приставки вы знаете и как они пишутся?
6.Какие суффиксы вы знаете? для чего они служат?
ІІІ.Объяснение нового материала
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальные способы образования новых слов.
Как мы уже говорили, слова образуются с помощью приставок и суффиксов.
Слова, которые образованы с помощью приставок называются приставочным способом.
Например: ход-вход, выход, приход. (однокоренные слова, образованы приставочным способом)
Слова, образованные путем суффиксов, называются суффиксальным способом.
Например: лес-лесник, танк- танкист.
А слова, которые образуются с помощью приставок и суффиксов,называются приставочно-суффиксальным способом. Например: подоконник, пришкольный
ІУ.Практическая часть урока.
Образуйте от данных слов новые слова с помощью разных способов образования:
Вода (водяной, водянистый, водный, подводный, подводник, водопад)
Лес (лесок, лесной, лесистый, перелесок,залесье)
Море (морской, моряк, морячка)
Земля (земляной, земельный, землистый, земной)
Творческая работа. Прочитайте данные слова, поставьте к ним ударение и подберите к ним проверочные слова: холодный, вечерний, морской, золотистый, центральный, ночной.
Работа с учебником. Упражнение 156.(стр.68) Прочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные слова.
Скажите, какими способами они образованы.
Упражнение 170. С помощью приставочного способа, образуйте глаголы,
противоположные по смыслу данных.
У.Закрепление урока.
Работа по тесту.
1. Укажите слово, которое образовано приставочным способом:
А) лыжник в) перелесок с) переход д) футбол
2. Укажите слово, которое образовано суффиксальным способом:
А) выход в)переход с)приход д)ходунок
3. Укажите слово, которое образовано путем приставочно-суффиксального способа:
А) танкист в) учитель с) школьник д) пришкольный

УІ. Задание на дом. (выучить правило)
ОТЛИЧАЙТЕ ПРИСТАВКИ ОТ ПРЕДЛОГОВ
ВБЕЖАЛ В ДОМ
СБЕЖАЛ С УРОКА
НАШЕЛ НА УЛИЦЕ
ЗАВЕРНУЛ ЗА УГОЛ