Презентация по русскому языку на тему Способы словообразования слов в русском языке (1 курс)


ТетрадьПреподаватель: Ибраева Елена ВикторовнаСпособы словообразования. Как образовано слово:Доверчивый доверять + -чив-Клеветник клевета + -ник-Как называется такой способ образования слов?СУФФИКСАЛЬНЫЙ2. Как образовано слово:Беспорядок бес- + порядок Неприятный не - + приятный Как называется такой способ образования слов?ПРИСТАВОЧНЫЙ3. Как образовано слово:Безработица без- +работа + -иц-Нахлебник на- + хлеб + -ник-Как называется такой способ образования слов?ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ

4. Как образовано слово:Свист свистетьВход входитьКак называется такой способ образования слов?БЕЗАФФИКСНЫЙ (БЕССУФИКСНЫЙ)
Тренировочные упражненияПо модели образуйте слова:корень+ суффикс (-лк-) + аПример:Суши-лк-аПо модели образуйте слова:корень + ств + оПример:Дет+ств+оПо модели образуйте слова:Приставка + слово ехатьПример:Въехать КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?Человек, любящий труд – …..Письмо, написанное рукой –Человек, не помнящий зла – Магазин, работающий круглые сутки – Лекарство, понижающее жар –Люди, носящие одну фамилию –Ученик десятого класса – трудолюбивый
Работа с упражнением электронного учебникаРабота с упражнением электронного учебникаУпражнение № 132 Упражнение № 137 Расшифровка аббревиатур (сложение начальных букв слов или их начальных звуков) (устно) ОАО – открытое акционерное обществоТСЖ – товарищество собственников жильяЭКГ – электрокардиограммаУЗИ – ультразвуковое исследованиеВМФ – военно-морской флотВВС – военно-воздушные силыВДВ – воздушно-десантные войскаБМД – боевая машина десантаБМП – боевая машина пехотыБТР – боевой транспортёрТренировочные упражненияРасшифровка аббревиатур (сложение начальных букв слов или их начальных звуков)  ОАО – открытое акционерное обществоТСЖ – ЭКГ –УЗИ –ВМФ –ВВС –ВДВ –БМД –БМП –БТР – Устная работа ОБОБЩЕНИЕПеречислите способы словообразования слов в русском языкеПРИСТАВОЧНЫЙСУФФИКСАЛЬНЫЙПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙБЕЗАФФИКСНЫЙСЛОЖЕНИЕ ОСНОВСОКРАЩЕНИЕ СЛОВ ДО НАЧАЛЬНОЙ БУКВЫ (АББРАВЕАТУРА)


 Тест на закрепление1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: А. надомник, приусадебный, пресмешной; Б. подбородок, бесстыдник, разнесчастный; В. по-братски, подводник, переувлажнить; Г. подснежник, разбежаться, приморский;  2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом: А. сапожок, зубной, землянка; Б. вбежать, красавец, глупыш; В. дипломник, циркач, предыстория; Г. вредитель, баловень, прародина.  Тест на закрепление3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом: А. сыграть, подполковник, поджелудочный; Б. соразмерный, зааплодировать, представление; В. развесёлый, прабабушка, утомление; Г. поумнее, прескверный, буквенный. 4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме корень + алк а? А. качалка, свалка; Б. рыбалка, зажигалка; В. скакалка, отжималка; Г. вешалка, мигалка.   Тест на закрепление5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?  А.заглохший, залежь, законный; Б.загородный, задушевность, закатиться; В.заземлённый, замшевый, заикаться; Г.заквасить, занозить, закадычный.Ключ к тесту:1. г, 2. а, 3. а, 4. г, 5. б.


 Домашнее заданиеЧтение теории на с. 213 § 47, 48 (уч. Хлебинской, 2013), работа в тетради: на с. 20, зад-я № 2, 3  Спасибо за участие на уроке