Обобщающий урок Влияние физических упражнений на развитие опорно-двигательной системы. Закаливание




Влияние физических упражнений на развитие опорно-двигательной системы. Закаливание.
(обобщающий урок 8 класс)

учитель биологии первой категории
Базарбаева Марьямгуль Уразовна








Рудный 2012

Тема:
Влияние физических упражнений на развитие опорно-двигательной системы. Закаливание.
(обобщающий урок)
Тип урока: урок углублений и систематизации знаний.
Цели урока:
- Обобщить, углубить уже имеющиеся знания учащихся по теме. «Опорно-двигательная система». Научить самостоятельно, погружаться в материал, работать с дополнительной литературой.
- Продолжить развитие творческой активности учащихся. Развить интеллектуальные способности, мышление, речь.
- Продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание чувства ответственности за своё здоровье, формирование интереса к предмету.

Оборудование: схема опорно-двигательной системы, мультимедийный комплекс, тест.

Ход урока.
Организационный момент (сообщение темы, целей, мотивации учебной деятельности учащихся)
Проверка понимания, закрепление и углубление знаний.
Учитель: Наш сегодняшний урок мы проведём в виде устного журнала, в котором будет три странички.
Эпиграф первой страницы:
«Я не знаю ничего лучше, сложнее интереснее человека.
Он - всё»
М. Горький
- Задание у доски: Составить схему строение частей скелета, на доске используя карточки с названием костей (2 человека. 5 минут)
- Работа с классом. Ответить на вопросы:
Что мы знаем о частях опорно- двигательной системы?
Сколько видов соединения костей?
Каков химический состав кости?
Части трубчатой кости. Эпифиз (головка), метафиз, диафиз (средняя часть)
Где находится красный и костный мозг?
За счёт чего кость растёт?
Перелом
Свойство мышц
Определение мышц
Где располагаются широкие мышцы?
Строение мышц
Утомление
Атрофия
(фронтальный опрос)
-Проверка задания у доски. На компьютере составные части скелета.
- Тест из 14 вопросов. (3 минуты) Взаимопроверка. Ответы на компьютере.
Словарь
Эпиграф второй страницы:
«Здоровье не купит никто, не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз»
Джамбул
Человек на протяжении веков стремился, не приспособится к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье- это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье- это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Взаимоотношение человека с природой изучает наука экология. Давайте вспомним, что такое экология?
В настоящее время значительная часть болезней человека связаны с ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума.
Ещё в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей.
Оказывается, от того, в каких условиях живёт человек, какая высота потолков в его квартире и насколько звукопроницаемы её стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно общается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность- вся его жизнь.
Учёные предполагают, что современные условия жизни человека приведут к серьёзным изменениям опорно-двигательной системы. Давайте посмотрим , к чему это всё может привести.
Слушая ребят, подумайте, что необходимо человеку, чтобы избежать этого.
Человек будущего
Глядя на данный рисунок мы видим, что изменится может абсолютно весь опорно- двигательный аппарат. Одной из причин изменений является малоподвижный образ жизни. Давайте поговорим о том какое значение имеет тренировка мышц?
-Влияние физических упражнений на развитие мышц.
Можно добавить и то, что в истории каждой нации, народа обычаи способствовали сохранению здоровья. У казахского народа есть множество различных игр- бег, прыжки, конные состязания, байга, борьба- всё это способствует развитию опорно- двигательной системы, формированию правильной осанки именно о ней давайте поговорим.
- Формирование осанки
Искривление позвоночника
Плоскостопие
Болезни костей
Вывод: Всё это говорит о том, что очень полезно заниматься физическим трудом, спортом это влияет на развитие и тренировку мышц, укрепляет здоровье, повышает работоспособность и выносливость. Очень важн6о следить за тем как вы сидите, на каком расстояние находится от вас предметы.
3. Наша третья страничка:
Эпиграф:
-«Одна природа делает великое даром»
А.И. Герцен
В центре внимания человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. И сегодня мы с вами поговорим о закаливании. Трактовка закаливания в толковом словаре В.Даля звучит так – Закаливать человека- это «приучать его ко всем, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». Закаливание это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно- климатических условий. Важнейшая профилактическая роль закаливания состоит в том, что закаливание не лечит, а предупреждает болезнь. Йоги считают, что закаливание приводит к слиянию организма с природой. Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло глубокой древности. В Древней Греции и в Древнем Риме закаливанию, гигиене уделялось большое внимание. Закаливание входило как неотъемленная составная часть физического воспитания.
-У Древних Римлян важнейшим закаливающим средством была баня
-В Древнем Китае важнейшим средством закаливания считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, лечебная гимнастика, диета.
- Об использований воды в Древней Индии с целью укрепления здоровья человека говорится в священных индусских книгах «Веды»: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды»
- использование для укрепления здоровья бани с последующим растиранием снегом или купанием в реке или в озере в любое время года.
Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:
- постепенность - повышает силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно
- систематичность – закаливание лишь тогда будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов;
-комплексность – закаливание будет наиболее эффективным, если используются в комплексе все естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Учёт индивидуальных особенностей – при закаливании необходимо принимать во внимание возраст, пол, состояние здоровья, местные климатические условия и привычные температурные режимы. Теперь давайте поговорим о естественных силах природы солнце, воздухе и воде. Какие можно дать рекомендации при закаливание воздухом:
Воздух
Воздушные ванны благоприятно действуют на весь организм: повышают тонус н.с., улучшают кровообращение, обмен веществ и увеличивают сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
-Закаливание проводит в обнажённом или полуобнажённом виде
- проводить в тени, на озеленённых участках, удалённых от источников загрязнения атмосферы пылью, дымом и вредными газами
-прохладные и холодные воздушные ванны необходимо сочетать с физическими упражнениями, чтобы исключить охлаждения тела
- нельзя проводить процедуры после еды, через 1,5 часа
-воздушные ванны следует завершить водными процедурами
-взрослым + 20 ,20 -30 минут
Солнце целесообразно использовать для закаливания не прямую солнечную радиацию, а рассеянную. Инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме, выработка витамина Д, антирахитическое действие , ускоряет обменные процессы, образуются высокоактивные продукты белкового обмена – биогенные стимуляторы. Очень осторожно. Утром, ближе к вечеру. Первые при ниже 18 С, не более 5 минут потом прибавлять

Вода
Водные ванны считаются более эффективными чем воздушные
Обтирание – наиболее щадящая водная процедура. Руки, ноги, грудь, живот, спина. Взрослым 4-5 минут, для школьников 2-3 минуты
Душ температура +30-32. Продолжительность не более минуты, постепенно снижать температуру
Купание комплексно влияние на организм воздуха, воды и солнца, вода 18-20 воздух 14-15
Купание в проруби (моржевание) не всем до 18 лет зимнее купание не рекомендуется
Хождение босиком
Контрастные ножные ванны
Обливание – выливание холодной воды из какого- либо сосуда спина, грудь, живот, руки, ноги, голову обливать не рекомендуется
27 сентября 1994 года была создана Костанайская областная организация «Общество, природа и здоровье»
Итог урока:
Во время сегодняшнего разговора мы не раз имели возможность убедиться, что образ жизни человека непременно сказывается на его здоровье. Основы здоровья закладываются в детстве, поэтому любые отклонения в развитии организм в детском, подростковом и юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека. Каждый должен сознательно относиться к своему здоровью. И я думаю, каждый из вас сделал для себя определённые выводы и знания, которые он приобрёл сегодня, сможет применить в жизни.
Оценки.
Домашнее задание повторить тему «Опорно-двигательная система»


Рисунок 1D:\ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ШКОЛЫ\РАЗНОЕ\грамоты\картинки\герб.gif