Классный час на экологическую тему Берегите Землю


Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
Видеоролик с выступлением президента РФ В.В Путина в котором он объявил 2017 год «годом экологии»
Вступительное слово «Что такое экология?»
Давайте выясним, что такое экология?:
Буквально слово «экология» (от греческого oikos) означает «наука о жилище, место обитания». Это слово предложи в 1866 г. Эрнст Геккель, выдающийся немецкий ученый. Экология изучает связь живых существ со средой обитания.
2.. В словаре Ожегова дается такое определение: «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».
3. Экологический - значит относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого.
Видеоролик «Красивые места села Алексеевка»
Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна, непохожа и разнообразна природа в любой точке нашего земного шара и в том числе нашего с вами села. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными.
Мы свами должны стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву, а на сегодняшний день происходит все наоборот. Взгляните на экран
Видеоролик «Экологические проблемы села Алексеевка»
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям.
Великий русский ученый В.И. Вернадский писал, что «человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.
Я попросил двух учеников нашей школы провести экологическую экспертизу и сейчас они познакомят вас с ее результатами
(К доске выходят 2 эксперта, по очереди сообщают о результатах своей экспертизы.)
Эксперт 1. Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около б млн гектаров.
Эксперт 2. Каждый год Земля теряет 26 млрд тонн плодородного слоя пахотных земель.
Эксперт 1. Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн гектаров.
Эксперт 2. А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн гектаров леса.
Эксперт 1. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.
Эксперт 2. За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.
Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.
Эксперт 1. Появляются растения и животные-мутанты: летом 2006 г. сообщалось о появлении водорослей-убийц, медуз-убийц.
Эксперт 2. Создается угроза существованию самого человека.
Эксперт 1. Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только каждый 4-й, а среди 17-летних - каждый 7-й.
Эксперт 2. Половина юношей призывного возраста непригодны к службе в армии по состоянию здоровья.
Эксперт 1. С 70-х гг. XX в. на 50% возросла частота сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
Эксперт 2. Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.
Эксперт 1. Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в развитых странах.
Эксперт 2. В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.
Эксперт 1.Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.
(Эксперты садятся на свои места.)
Классный руководитель. Сегодня мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты.
Но для этого нам самим надо знать и соблюдать законы Экологии Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы записаны на доске.
«Все связано со всем».
«Все должно куда-то деваться».
«Ничто не дается даром».
«Природа знает лучше».
Первый закон: «Все связано со всем».
Классный руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе все находится в равновесии, все связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов, эту взаимосвязь и изучает экология.
- А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи? Примерные ответы детей:
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии
Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.
Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы
Во многих странах появилась новая служба - экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем селе и вы проводите
свой первый рейд. На что бы вы сразу обратили внимание? Кого бы наказали? Кому просто сделали бы замечание?
Примерные ответы детей:
- Мусорные свалки возле домов.
- Вырубили парк
- Дети сдирают кору с деревьев, ломают ветки, жгут костры.
- Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравьиные гнезда.
- На пляжах оставляют мусор, битое стекло.
- Осенью повсюду сжигают листья и мусор - это очень вредно для людей.
- Наказал бы руководителей села.
-Бездомные собаки и кошки
Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего села и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. А вот и первый нарушитель. Обратите внимание в каком состоянии находится наша свалка. Чем это грозит жителям села? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
Примерные ответы детей:
- Нарушены первый и второй экологические законы.
- Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.
Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это односельчане сжигают мусор и листву, чтобы не вывозить ее за деревню. Чем это грозит нам и какой экологический закон они нарушают?
Примерные ответы детей:
- Листва деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей. Ее обязательно нужно уничтожать.
- Типичное нарушение второго закона: люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
Классный руководитель. В магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т. д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение - биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 °С. Живет этот труженик целых 16 лет.
Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Примерные ответы детей:
- Это, наоборот, строгое соблюдение законов экологии.
- Тут соблюдается второй закон: «Все должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дает пищу червяку и становится ценным удобрением.
- А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк - существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.
Мы выехали за село. И что мы видим! Огромное количество бездомных животных (собак, кошек) «Мы в ответе за тех, кого приручили». Многие домашние животные оказываются на улице. Одни хозяева устали ухаживать и кормить старых животных. Другим они просто надоели и они вывозят их за деревню и оставляют на произвол судьбы. А ведь домашние животные любили нас и хранили нам верность многие годы.
Возможно вы смотрели такой фильм, который называется «Хатико – самый верный друг». Основа фильма Хатико - это реальная история, которая давно произошла в Японии и стала популярной во всем мире. Самый верный друг своего хозяина - пёс по кличке Хатико, провожает и встречает его каждый день на вокзале. Внезапно мужчина умирает, но собака каждый день, в течение долгих 9 лет, ровно в 5 часов продолжает приходить на вокзал и до последнего поезда ждать с надеждой, что хозяин вернется. После смерти пса, японцы возвели на том месте памятник верности. Если у вас будет время и желание, обязательно посмотрите этот фильм.
Какие законы нарушены?
На самом многие животные и растения могут помочь нам определить хорошую или плохую погоду. Давайте проверим, кто из вас окажется лучшим синоптиком
КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»
А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
раскрыты цветы кувшинки;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
крот нагребает высокие холмики;
паук усиленно плетет паутину;
голуби разворковались.
ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.
.
VII. Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко. (Читает.)
- О чем говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
- Нужно беречь природу.
- Нельзя убивать зверей.
- Нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т. п.
- Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Примерные ответы детей:
- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и показал там комаров.
- Я еще недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
- До культуры еще далеко, но понятно, что делать.
- Знать законы и соблюдать их легко, самое трудное - быть добрым.