Планирование урока по развитию речи — учимся писать сочинение(5 класс)


Урок по развитию речи учащихся 5 класса. Формирование понятия «Текст»
Цели урока:
Познавательная: дать понятие о видах связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся.
Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.
Задачи:
Помочь школьникам осознать, что представляет собой речь, речевая деятельность.
Познакомить детей с основными речеведческими понятиями: текст, мысль текста, микротема.
Сформировать ведущие речевые умения
Умение преодолевать трудности в создании устных и письменных текстах.
Форма: урок развития речи.
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,  игровой, исследовательский.
Средства: печатный материал, учебник, мультимедийная техника.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, учебник, карточки
Ожидаемые результаты:
I. умение выделять текст, как объект лингвистики:
1)Признаки текста;
2) Заглавие текста;
3)Тема и основная мысль текста;
4) Микротема;
5)Развитие мысли в тексте.
II. Умение составлять небольшие тексты;
III. Обогащение словарного запаса.
Ход урока:
1.1. Актуализация знаний.
Цель: проверить ранее усвоенные знания.
- Здравствуйте, ребята! Представляете, иду я сегодня на работу, а меня догоняет почтальон Печкин Игорь Иванович на снегоходе и говорит: «Вы, Екатерина Викторовна, случайно не в 5 «А» класс идете? Передайте им, пожалуйста, вот эту бандероль, а то я очень спешу. Только вы ее сразу не отдавайте. Пусть они вам сначала урок расскажут. Так интереснее будет». Пока я рассматривала адрес, Печкин уехал. Видите, написано 5 «А» класс, школа №10. Правильно? Я дала обещание почтальону, придется проводить урок. Договорились?
- Ребята, а что вы знаете о тексте?
1. Мини-исследование текста. (Слайд № 1).
Цель: научить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.
«Мои дорогие, мама и папа!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне
обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик».
2. Беседа по вопросам.
Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.
- Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!
- Чем необычно это письмо? Кто его написал?
- А можно это письмо назвать текстом? Докажите.
Ребята делают вывод:
- Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.
Вопрос учителя:
- А каким должен быть текст?
- А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?
- А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 - Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.
3. Работа с тестовым заданием. (Слайд 2).
Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.
- Шарик утверждает, что…
Текст – это высказывание на определенную тему.
В тексте есть основная мысль.
К тексту можно подобрать заголовок.
Текст может быть большим и маленьким.
В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
В тексте есть смысл.
В тексте может быть нарушен порядок предложений.
- Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите. Что забыл Шарик?
Ученики высказываются.
- Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик? (Слайд 3)
Вывод: «Текст – речевое произведение, состоит из предложений, связанных, как правило :-темой;
-основной мыслью;
-последовательностью изложения;
-принадлежностью к определённому стилю».
3. Целеполагание.
Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Проблемный вопрос.)
- Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно!
- Запишите в тетради число, тему урока «Что мы знаем о тексте».
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Слайд № 4):
- Строить самостоятельно текст;
- Находить основную мысль в тексте;
- Научиться различать стили речи;
- Находить в тексте микротему ( абзац).
4. Изучение нового материала.
1. Учимся писать сочинение, составлять самостоятельно тексты.
- Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно к данному предложению придумать ещё пять, подходящих по смыслу: «Наступила осень».
Хорошо, а теперь запишите домашнее задание: к вашим предложениям придумать еще пять подходящих по смыслу, но саму тему изменить. К примеру, первые пять предложений, написанные вами о осени, о её красотах, а другие пять, которые вы будете писать дома: о птицах, готовящихся к осени, либо о детях, играющих на улице осенью, либо о деревьях, цветах, может быть они будут посвящены осеннему сбору урожая, может вы и сами придумаете, что – то своё о осени. Т.е. вы должны дополнить свой текст, новой микротемой – абзацем.
2. Учимся работать с учебником.
- Открываем страницу 32, посмотрите каким бывает текст.
5. Блиц - опрос. 
Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы. Благодаря блиц - опросу, на нашем уроке реализуется патриотическое воспитание учащихся, а также работаем над правильной постановкой ударений:
-В каком году родился г. Новотроицк?
- Из каких цветов состоит флаг РФ?
-Как сейчас называется город Ленинград?
-Как правильно позвонИшь или позвОнишь?
-КрасИвее или красивЕе?
-Зуб какой? ЗапломбИрованный или запломбирОванный?
-Золушка потеряла тУфлю или туфлЮ?
-ГазопрОвод или газопровОд?
-МусоропрОвод или мусоропровОд?
-ВодопрОвод или водопровОд?
2. Работа со схемой №1.
Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.
Карточка №1.1.
Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.
Карточка№1.2.
Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.
Карточка №1.3.
Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.
- Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте? Дать название своему тексту.
Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.
6. Подведение итогов. Рефлексия. 
Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся.
- Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?
- Как связываются предложения в тексте?
- Что такое микротема?
- Какие стили речи есть в русском языке?
Учащиеся высказываются.
- Мне было приятно сегодня работать с вами. Я поняла, что вы добрые, отзывчивые ребята. И самым активным ученикам я поставлю только отличные оценки.