Презентация Учимся писать сочинение-рассуждение (9 Класс)


Учимся писать сочинение – рассуждение на ОГЭ 2015

Цель: - выявить умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, - выражать свою точку зрения на освещаемую тему, - приводить аргументы. Экзаменационные задания 15.2 и 15.3требуют написания сочинения- рассуждения. Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста; Задание 15.2или самостоятельное суждение на предложенную темуЗадание 15.3 Что такое рассуждение?Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить. Структура сочинения - рассужденияТезисАргумент 1(Пример первый из текста)Аргумент 2(Пример второй из текста или из жизни)Вывод Разберёмся в понятиях: Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения. Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства истинности тезиса. Эти примеры в вашем сочинении должны быть взяты из предложенного текста.Вывод - подведение итогов рассуждения. основная мысль сочиненияТЕЗИСдолжен бытьдоказаннымдолжен быть чётко сформулированнымпочему? доказательства, приводимые в поддержку тезиса должны бытьубедительными яснее суждение и бесспорнее выводпотому чтоАРГУМЕНТЫ
Этапы работы над заданием 15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: " - Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг!". Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.ШАГ 1. Пишем вступление.ШАГ 2. Приводим два аргумента из текста.ШАГ 3.Формулируем вывод.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Этапы работы над заданием 15.3 Структура сочинения 15.3Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления.2. Основная часть: а) формулирование тезиса; б) приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта). 3. Заключение (вывод). Фразы-связки 15.31.(Пишем слово, которое надо объяснить), в моём понимании, - это….2. Аргументируя свою точку зрения, обращаюсь к предложенному тексту (Пишем ФИО автора). В нём говорится о том, как (что)… (Приводим пример, подтверждающий вашу точку зрения, из этого текста)3. Нечто подобное было и моей жизни. (Пишем аналогичный случай из жизни или из литературы)4. Итак, мы пришли к выводу, что (пишем то же самое, что и во вступлении, только другими словами). Фразы – связки:При введении аргументов в сочинение, помимо слов во-первых, во-вторых, можно использовать такие фразы:Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…Докажем эту мысль на примерах из текста...Попытаемся раскрыть значениетезиса на примерах, взятых из текста ...   Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.Начать вывод можно следующими словами и фразами:Таким образом, ... Итак, ...Следовательно, ...В итоге можно прийти к такому выводу: ...В заключение могу сказать, что ...Мы убеждаемся в том, что ...Обобщая сказанное, ...Из этого следует, что ... Смысл слова «ДРУЖБА»1. объясняя смысл слова дружба, избегайте такой формулировки: Дружба - это когда ... ;2. выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:     а) назвать понятие (дружба),     б) назвать более широкое понятие (например, отношения),    в) указать отличительный признак (например, основанные на ...);

Текст для изложения Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим количеством людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода. Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами. Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых недостатков. Нет. Друг тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к нему с добротой и вниманием. (По И. Бондаревой) 153 слова Пишем вступление:Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина - Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста. Приводим 2 аргумента из текста:Аргумент 1 Во-первых, на вопрос Пушкина о том, что он должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46). При этом он восхищённо называет творение Пушкина "дивным".Аргумент 2 Во-вторых, Вильгельм объясняет критику в свойадрес тем, что Пушкин, как никто другой, осознаёт высокий долг поэта и строго судит не только других, но и себя (предложения 51 - 53). 15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис , приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «Ах, Пушкин! – повторял он. – Ведь я знаю, что ты добрый друг!»Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Формулируем вывод: Таким образом, "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза. (1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2)Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.– (3)Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты.– (4)Пушкин, – спросил полный, неповоротливый мальчик, – ты сочинил новые стихи?– (5)Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.– (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! – воскликнул гость.(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.(13)Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне. 15)Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить… (18) Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.(19)Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но все же посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать помешали ему остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам. 28)Вильгельм, прочти свои стихи,Чтоб мне заснуть скорее!(29)Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочел Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.– (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – (33)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (36)Что я должен сделать?(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на все.– (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!– (42)Я тебя прощу, если ты…– (43)Ну?– (44)Если ты…– (45)Ну, говори!– (46)Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…(48)И Виленька обнял друга.– (49)Ах, Пушкин! – повторял он. – (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья… (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти еще раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!(По Ю. Олеше) Олеша Юрий Карлович (1899 – 1960) – русский писатель, поэт, драматург, сатирик. Вступление: Дружба – это разновидность отношений между людьми, основанных на общности интересов, взаимном доверии, привязанности. Это умение защитить, понять и простить того, кого считаешь другом. Это способность пожертвовать многим ради друга. Попробую доказать справедливость моего утверждения, опираясь на отрывок из повести В.Железникова и собственный жизненный опыт. Скелет сочинения 15.3 1.(Пишем слово, которое надо объяснить), в моём понимании, - это…. 2. Аргументируя свою точку зрения, обращаюсь к предложенному тексту (Пишем ФИО автора). В нём говорится о том, как (что)… (Приводим пример, подтверждающий вашу точку зрения, из этого текста)3. Нечто подобное было и моей жизни. (Пишем аналогичный случай из жизни)4. Итак, мы пришли к выводу, что (пишем то же самое, что и во вступлении, только другими словами). Аргумент 1: Одноклассникам Лены Бессольцевой неведомо, что такое дружба, ведь никто из ребят не способен ни понять, ни поддержать, ни посочувствовать. Не только Дима Сомов, которому они единогласно решили объявить бойкот, предал Лену – они все предатели по отношению к ней. А Лена на предательство не способна. Вот что она говорит в финале фрагмента: (Предложения № 53 – 55) Эти слова доказывают: дружба – это неспособность на предательство. Аргумент 2: Настоящая дружба не раз помогала людям в трудных жизненных ситуациях. Вспомним лицейского друга Пушкина – Ивана Пущина, навестившего опального поэта в Михайловской ссылке и скрасившего его одиночество. Вспомним военные годы, когда солдаты, рискуя собственной жизнью, выносили с поля боя раненых товарищей. Вспомним, как в нашей собственной жизни беда, разделённая с друзьями, уже не казалась такой непоправимой. Что такое дружба? Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимоуважении. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь. Именно о таких друзьях повествует Юрий Олеша. Лицеисты слушают стихотворение, написанное юным Пушкиным. Несколько строк поэт посвятил Вильгельму Кюхельбекеру. В них звучит насмешка над стихами Виленьки: они настолько скучны, что навевают сон. Едва закончив чтение, Пушкин бросается к другу. Он уважает Кюхельбекера и готов на всё, чтобы тот простил шутку. Однако в сердце Виленьки нет места для обиды. Он искренне восхищён талантом друга и просит его только об одном – ещё раз прочитать «дивное стихотворение». «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — говорит Кюхельбекер Пушкину. Думаю, те же слова могли бы относиться и к самому Виленьке. Чувствуется, насколько сильно Пушкин и Кюхельбекер уважают друг друга. Такие отношения и называют настоящей дружбой. У человека может быть огромное количество приятелей и знакомых. Но настоящих друзей у нас обычно немного. С чем это связано? Думаю, причина именно в отсутствии взаимоуважения. У моего старшего брата был приятель, которого он долгое время считал другом. Как ни странно, их отношения не прошли испытания не трудностями, а успехом. Брату удалось неплохо продвинуться по карьерной лестнице. Вместо радости от «друга» он дождался лишь злых насмешек и упрёков. Разумеется, ни о каких дружеских отношениях в дальнейшем не было и речи. Таким образом, настоящая дружба – это, прежде всего, взаимоуважение. Думаю, она даётся лишь избранным, а потому является великим даром судьбы. Вывод: Так что же такое дружба? Это особая разновидность отношений между людьми, известная человеку с давних времён. Дружба делает нас сильнее, помогает преодолевать трудности. Да и радость, разделённая с другом, удваивается. Использованные ресурсы: Фон - http://elenaranko.ucoz.ru/ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько, 2015 Образовательный блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/