Сценарий экологического утренника Земля — наш дом( 3 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Павлово - Посадского муниципального района Московской области
Экологический утренник
«Земля наш дом»
проведен
участниками экологического кружка 3 «Б» класса
Учитель: Ларина Е.М.
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным и водным океанами, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных, пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе родного Подмосковья и Земли в целом.
Задачи: развивать познавательные возможности учащихся, опираясь на имеющиеся у них знания об экологии, учить ребят выступать на школьных мероприятиях с презентацией своих сообщений, развивать навыки работы со справочниками и публицистическими материалами, учить учащихся самостоятельно вести поиск в сети интернет.
До проведения мероприятия учащиеся делятся на группы:
- биологи,
- фотокорреспонденты
- журналисты,
- оформители
Оборудование: рисунки с фантазийным изображением микробов, рисунки с правилами поведения в природе, фото растений и животных, занесенных в Красную книгу Подмосковья, сообщения учащихся о некоторых растениях и животных из этой книги, аудиозапись музыки к песне «Просьба» (Р.Рождественский, А. Пахмутова), аудиозапись песни «Эй, гражданка у окна!», мягкая игрушка кот, скелет кота, мультимедийная установка, компьютер.
Учитель:
Ребята! Сегодня мы пригласили вас на интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите, это - газета, хотя здесь ничего не написано! Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая! Каждую страничку готовили корреспонденты. Они нам сейчас и расскажут о том, что здесь будет изображено. (На доске – лист бумаги, на котором нарисованы небо, вода и земля.)
1корреспондент:
- Я буду говорить об этом голубом поле. Но сначала отгадайте, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем! ( Воздух).
- Правильно, речь пойдет о воздухе. ( Показывает на доске). Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. ( Прикрепляет на доску заранее написанное на листе бумаги слово).
Учитель:
- Отгадайте загадку:
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда - всегда раскинут
Над тобой, и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
2 корреспондент:
- Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы - очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. ( Вывешивает на доске на голубом фоне фантазийные рисунки микробов). Когда комнате очень много людей, а окна закрыты, то микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно делать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей).
3 корреспондент:
- Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой – и количество микробов уменьшится! ( Убирает с доски с голубого поля рисунки микробов). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов, фабрик, выхлопных газов машин. Поэтому в городах должно быть больше зелени, и нам всем надо беречь растения.
Учитель:
- Ребята, посмотрите, какие изображения повесил наш следующий корреспондент! (Он вывешивает изображения ломаных линий, стрелок и спиралей).
4 корреспондент:
- Ребята, а вы, конечно, любите слушать музыку. У вас есть и любимые певцы, и группы. А такую песню знаете? (Звучит аудиозапись 2 куплета песни «Эй, гражданка у окна!»)
- Веселая песня? А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна, вы же в доме не одна! (включает припев этой песни).
- Да, людям не нравится очень громкая музыка. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины - грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома музыку надолго и очень громко. Еще некоторые ребята любят пошутить: громко хлопнуть или крикнуть на ухо приятелю. Это очень опасно – резкий и сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле с ломаными линиями, стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки и ломаные – это громкие и резкие звуки, другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная негромкая музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт.
Учитель:
- Ну, вот у нас уже 2 поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
5 корреспондент:
- Ребята, отгадайте загадку.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Что это?
- Конечно, это вода.
Ни умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек..
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А где еще находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег - это вода и облака – это вода. А какие явления природы связаны с водой? Отгадайте загадки:
Вечером на землю слетает,
Ночью на земле пребывает,
Утром опять улетает. (Роса).
Над рекою, над долиной повисла
Белая холстина. (Туман)
Пушистая вата плывет куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( Туча).
Меня ждут, не дождутся, а как завидят – разбегутся. (Дождь).
На дворе переполох,
С неба сыплется горох. ( Град)
Учитель:
Для растений и животных не всякая вода годится. В океане какая вода? (Соленая). Но, чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой.
Послушайте сказку «О чистой воде». ( Дети инсценируют сказку).
Сказка « О чистой воде».
Действующие лица: ведущий, Алеша, Чистая вода, Грязная вода, доктор.
Ведущий:
Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
Как спорили сестрички-
Две разные водички.
И спорили так громко,
Пером не описать.
Чистая вода:
Без чистой водички
Ни птички, н6и рыбки….
Грязная вода:
В тебе нет керосина,
Ни грязи, ни бензина,
И все твои подружки
Пиявки да лягушки!
Ведущий:
И тут явился мальчик,
А может и не мальчик.
А может это девочка,
Что в общем все равно.
И слушал он водичек, Двух взвинченных сестричек,
Готовых все живое
Вокруг пустить на дно.
( Сестрички - водички обращаются к мальчику).
Грязная вода:
Свет Алёшенька, скажи,
Да всю правду доложи:
Кто на свете всех милее
Всех прекрасней и нежнее?
У меня есть керосин,
Есть и масло и бензин,
Есть тяжелые металлы,
И другие минералы.
Ну, а в этой что водице?
Ей со мною не сравниться:
Нет ни вкуса в ней, ни цвета,
И, вообще, она с приветом!
Алёша:
Соблазнила ты меня!
Выбираю я тебя!
Чистая вода:
Коли я вам не нужна,
И для вас я не важна,
Вот попробуйте друзья,
Обойдитесь без меня! (уходит).
Грязная вода:
Наконец случилось чудо!!
Здесь одна я плавать буду! (Развешивает на доске рисунки, на которых нарисованы консервные банки, пакеты и прочий мусор.)
Буду я с тобой гулять,
И везде сопровождать.
Дай-ка я тебя умою
И в порядок приведу.
Будешь ты дружить со мною
( Умывает Алешу и на его лице остается грязь).
Алеша:
Мне мама говорила
Полить в саду цветочки,
И протереть листочки,
И искупать котенка,
А то он стал совсем – совсем
Похож на поросенка!
Ведущий:
Долго будут мучиться,
Что ж у них получится?
( Грязная вода поливает цветок и он засыхает).
Алеша:
Что случилось? Не пойму!
Отчего и почему
Вдруг такое приключилось?
Как же это получилось?
Я его и поливал,
И листочки протирал,
Как же это все ужасно!!
Не волнуйся, не грусти!
Грязная вода:
У тебя все впереди!
Ты покажешь чудеса,
У тебя взойдут леса!
А пока забудь про это.
Кис, кис, кис!
Ну, где ты? Где ты?
Алеша:
Слушай, милая водица,
Дай ему скорей напиться.
Искупай его скорей,
Чтобы стал он веселей!
(Алеша уходит и на ходу поит кошку).
Ведущий:
Мало было им цветка, добрались и до котенка.
Что же будет с ним теперь? Загляни-ка в эту дверь.
( Входит Алеша, в руках у него скелет кошки).
Алеша:
Бедненький ты мой котенок,
Грязненький был, как поросенок,
А теперь один скелет,
И того почти что нет!
Грязная вода:
Ты нытье мне это брось!
Я же все-таки твой гость!
Будь поласковей со мной,
Напою тебя водой.
Будешь ты совсем другой,
Не такой как сейчас - крутой!
(Дает Алеше пить).
Ведущий:
Ну, попался, Алексей!
Бедный, бедный ротозей!
Алеша:
Ой, болит, болит живот!
Где же доктор здесь живет?
(Входит доктор).
Доктор:
Я смогу тебе помочь.
Погони грязнулю прочь!
Я раскрою вам секрет,
Выпишу тебе рецепт:
«Только чистая вода
Помогает нам всегда!»
Алеша:
Чистая водичка!
Умой скорей мне личико!
Возвращайся к нам скорей
И обрадуй всех людей!
Всем известно:
Без воды «Ни туды и не сюды»!
(Входит чистая вода).
Чистая вода:
Я – чистая водичка
Умою твоё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб цветок прорастал,
Чтоб здоровый он стал,
Чтоб котенок ожил,
Чтоб с тобой он дружил.
Ведущий:
Мораль из этой сказки,
А может, и не сказки,
Надеемся, вам будет понятна, детвора.
К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
КАК НАМ НЕОБХОДИМА ВСЕМ ЧИСТАЯ ВОДА!
6 корреспондент:
- Ребята! Воду нужно экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, беречь воду от загрязнения. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Давайте беречь воду!
7корреспондент:
- Следующая страничка нашей газеты зеленая – страничка жизни, потому что основу живой природы составляют растения. Они дают пищу, лекарства, одежду, кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь – вокруг!
Человек природе друг!
1 биолог :
- Только всегда ли человек относится к природе как к другу. (Ответы детей.) Все, кому небезразлична судьба нашей Земли, пытаются ей помочь. В середине ХХ среди ведущих ученых разных стран, объединенных в Международный союз охраны природы и природных ресурсов, зародилась идея создания Красной книги. Красная книга – это иллюстрированный сборник самых редких и вымирающих видов. Красная книга не является законом об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Она заставляет своим цветом обратить внимание на опасность, на сигнал тревоги, который подают нам животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Есть такая книга и в нашем Подмосковье. И сейчас мы расскажем о редких видах растений и животных нашего края.
Фотокорреспонденты: мы приготовили фотографии редких животных и растений Подмосковья, а наши биологи сейчас расскажут о некоторых их них( показывают).
2 биолог: выступает с сообщением про кубышку.
3 биолог: выступает с сообщением про кувшинку.
4 биолог: выступает с сообщением про глухаря.
5 биолог: выступает с сообщением про рысь.
Учитель:
- А теперь слово журналистам.
1журналист:
- Нашей задачей было собрать жалобы, стоны просьбы о помощи. Отгадайте, кто пожаловался первым?
1 жалоба: Что хотите с нами делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте! Только не выдирайте с корнем, не разрывайте лесную подстилку! А не послушаетесь – перестанем расти! Ваши грибы.
2 жалоба: Мы - первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу! Помогите нам! Это очень больно! Ваши зеленые друзья: ива, черемуха, сирень.
3жалоба: Я маленький воробей. Я гибну. Дети, помогите! Я летом давал сигналы, чтоб сторож с огорода ворон гнал. Пожалуйста, помогите. Зимой совсем нечего есть, все кругом замерзло, застыло, покрылось снегом. Негде мне найти корм. Помогите!
4 жалоба: Ох, и тяжело мне! Когда-то я считалась самым чистым, светлым и прозрачным веществом в мире. А сейчас по мне ходят теплоходы, в меня сливают не до конца очищенную воду, а иногда ее и совсем не очищают. Многие люди берут и кидают в меня все, что захотят. Моя поверхность покрылась грязной пленкой, а моим обитателям нечем дышать. Помогите мне!
2 журналист:
И таких жалоб очень много. Давайте подумаем, чем и как мы можем помочь. (Ответы детей). Мы составили листовку о правилах охраны окружающей природы и сегодня раздадим ее всем учащимся.
Внимание!
Мы, ученики 3 класса обращаемся ко всем ребятам.
1. Помните, что дерево, трава, цветок, птица не всегда умеют защититься. Если они будут уничтожены, то мы останемся одни на планете.
2.Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не разоряйте гнезда, подкармливайте птиц зимой! Берегите Птиц!
3.Все цветные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить их ради забавы!
3 журналист:
- Ребята! 22 апреля отмечается день защиты Земли. В 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившиеся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, морских львов и других животных. Погибли гектары растительности, была отравлена вода. Этот день вошел во все календари мира. Этот день – напоминание. В ХХI веке проблемы охраны природы становятся все актуальнее. Как сохранить на Земле растения и животных? Этот вопрос звучит суровым предостережением: « опомнитесь, одумайтесь, не губите!» Это обращение ко всем людям.
4 журналист:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
А помни истину простую:
Нас много, а она ОДНА.
В.Шефнер
5 журналист:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Учитель:
- Наш мир - в наших руках, и от нас зависит судьба всей планеты, всего живого на ней. Так давайте любить всё, что нас окружает: цветы, букашек, зверей птиц.
И в заключение нашего занятия песня «Просьба», музыка А. Пахмутовой, стихи Р.Рождественского. ( Участники кружка поют песню под минусовую фонограмму).
Литература.
1.Внеклассные мероприятия .4 класс. Автор-составитель: О.Е .Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П. Барылкина, Т. И .Цыбина, 3 изд. перераб. И доп. М., ВАКО, 2008 г.
2.Я познаю мир. Дет. Энциклопедия. Экология. Авт.-сост. А. Е. Чижевский. М., ООО «Издательство АСТ», 1997 г.
3. Ресурсы сети Интернет.