Конспект классного часа Земля — наш общий дом


Классный час: «Земля - наш общий дом»
Задачи:
Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
Закрепить знание о растениях и животных планеты Земля.
Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой.
Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Ход занятия.
1 ученик:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
2 ученик:
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой...
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть-
Леса и горы и моря,
Все называется Земля!
Учитель: Сегодня мы собрались здесь на необычный классный час. Отгадайте загадку и узнайте, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
"Ни начала, ни конца.
Ни затылка, ни лица.
Но знают все, и млад и стар,
Что она огромный шар.
(Земля)
- Конечно, сегодня мы будем говорить о нашем общем доме, о планете - Земля. Скоро, 22 апреля будем отмечать Международный день Земли — день нашего общего дома. Этот праздник уже ежегодно отмечается во многих странах. Традиция отмечать 22 апреля День Земли зародилась в США в 1970 году (43года тому назад). В России его отмечают с 1992 года. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.
2013 год в России и Башкортостане объявлен годом охраны окружающей среды. А как вы думаете, можете ли вы участвовать в охране окружающей среды?
А вы знаете, что от того, как мы будем относиться к нашему дому, такова и будет наша жизнь. А всегда ли мы относимся бережно и правильно к нашему дому?
Просмотр мультфильма «День Земли»
- Внимательно просмотрите мультфильм. Может вы в лице героев мультфильма узнаете себя или своих одноклассников?
- Понравилось ли вам поведение детей? Ничего плохого вы не заметили?
- И так как же вы можете помочь природе, нашей планете?
- Правильней будет, если сказать, не будем вредить.
Учитель: А сейчас мы с вами покажем свои знания о природе, о животных. И не только. Мы узнаем много нового.
Игра «Исправь ошибку»
Я буду читать двустишья, а вы внимательно слушайте и исправляйте ошибки.
В чаще голову задрав
Воет с голоду...жираф (волк)
Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый...волк (медведь)
Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать...муравей (свинья)
Кто любит по ветвям носиться,
Конечно рыжая...лисица (белка)
Быстрее всех от страха,
Несется...черепаха (заяц)
В теплой лужице своей,
Громко квакал...муравей (лягушонок)
С пальмы - вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает...корова (обезьяна)
- Молодцы ребята, прекрасно справились с заданием!
Игра "Выбери правильный ответ".
Почему нельзя загрязнять воду?
-Потому, что в ней погибают живые организмы.
-Потому, что будет некрасивый цвет воды.
2. Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?
- Да, например комар, он больно кусается.
- Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?
- Потому, что их осталось мало, и они совсем могут исчезнуть.
- Потому, что их потом можно будет взять с собой.
4. Какие растения и животные занесены в красную книгу?
- Красивые.
- Которым грозит полное исчезновение с лица земли.
Игра «Если я приду в лесок»
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите "да", если плохо, то все вместе кричите "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
- Что такое хорошо и что такое плохо мы знаем, но не всегда поступаем правильно. Ну хотя бы за последнюю неделю.
Знаете ли вы что:
до полного разложения бумаги нужно более 2-х лет;
консервной банки – более 90 лет;
полиэтиленовому кульку – 200 лет;
стеклу – 1000 лет.
- Сейчас подумайте, за короткую свою жизнь вы сколько мусора выкинули?
Прежде чем выкинуть мусор, хорошо подумайте, какой вред вы наносите Земле делая это.
Тест №1: «Зеленый друг»
1 вопрос:
- Какое дерево зацветает весной первым в наших краях? (Варианты ответов: ольха, береза, тополь).
2 вопрос:
- С цветением каких кустарников в наших краях наступает похолодание? (Варианты ответов: сирени, черемухи, рябины.)
4 вопрос:
- Какое дерево не боится ни морозов, ни жары?
(Варианты ответов: тополь, пихта, сосна.)
Почему? (У сосны очень длинные, уходящие вглубь земли, корни).
Эко информация:
Наукой установлено, что растущая загрязненность воздуха негативно влияет на деревья, особенно на хвойные. Поэтому возле крупных промышленных городов хвойные леса редеют.
5 вопрос:
-Какое дерево весной «плачет»? Почему? ( Варианты ответов: осина, сосна, береза. У березы начинается сокодвижение).Как нужно поступить, если увидишь поврежденную березу?
Не раньте, ребята, деревья!
Тест № 2: «Остроглаз».
Этот тест посвящен птицам. Птицы украшают нашу планету своим пением, их яркая окраска оживляет наш мир. А сколько пользы приносят наши пернатые друзья!
1 вопрос:
-Какая птица в наших краях самой первой запевает в конце зимы, возвещая приход весны? (Варианты ответов: синица, дрозд, снегирь)
2 вопрос:
-Какая птица прилетает перед ледоходом и «тонкими ногами ломает лед» - говорят в народе? (Варианты ответов: скворец, грач, трясогузка)
3 вопрос:
-Какие птицы самые дружные? («Тронь одного – все за него горой»). (Варианты ответов: синица, грач, ласточка.)
(Вы, наверно, слышали народную примету «Ласточка низко летает – к дождю». Оказывается, перед дождем повышается атмосферное давление, и насекомые летают низко. Охотясь за ними, ласточки тоже вынуждены низко летать. Одна семья ласточки за лето истребляет 1000000 вредных насекомых).4 вопрос:
-Какая птица в наших краях раньше всех откладывает яйца? (Варианты ответов: сорока, синица, ворона.)
Тест № 3: «Маленькие тайны природы»
1 вопрос:
-Какой зверь зимой страшен белке? Почему? (Варианты ответов: волк, куница, лиса). (Куница белку выгоняет из жилья, съедает запасы).
2 вопрос:
-У какого зверя зимой самый теплый дом? (Варианты ответов: белка, бобр, медведь)
(Жилье белки называется гайно, оно шарообразное. Снаружи замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью. Температура в любой мороз 18-19 градусов тепла. У белок бывает от 3 до 5 гнезд).3 вопрос:
-Какой зверь самый чистоплотный? (Варианты ответов: куница, бобр, барсук.)
Эко информация:
(Около норы барсука всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Уходя на охоту, он очищает шерстку, расправляет примятые в норе волоски).4 вопрос:
-Какой зверь может приносить приплод 3-4 раза в год? (Варианты ответов: заяц, бобр, белка.)
5 вопрос:
Какой вид животных охраняется в нашей республике? (Варианты ответов: лось, барсук, лиса).
Игра «Тайны природы»
«Верите ли вы?»
Что есть птенцы, которые не знают своей матери? (Да. Кукушата)Что ежи с самого первого мгновения жизни уже колючие? (Нет. У них очень мягкие иголки)Что есть животные, которые могут вылезать из собственной кожи? (Да. Змеи)Учитель: Молодцы, всё правильно ответили.
Учитель:
Наша планета Земля,
Очень щедра и богата,
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята!
3 ученик
Посмотри, как он хорош,
Дом, в котором ты живешь!
Край, который с детства дорог,
Родиной зовется.
Посмотри, как он хорош,
Дом, в котором ты живешь!
4 ученик:
Богатство лесов береги и храни,
Тебе благодарными будут они!
5 ученик:
Дерево, зверек, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
6 ученик:
Все, все, все на свете, свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Учитель: Действительно, ребята, на нашей Земле огромное количество животных и все они важны и нужны.
7 ученик:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
8 ученик:
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Учитель: Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты. Первое, с чего начнёте дружбу с природой, будет то, что вы не принесёте ей вреда!
Песня «Лесной марш».
Рефлексия.
Наш классный час завершается, и если он вам понравился, то вы прикрепите к нашей Земле свой цветочек. (Цветной стороной) А если не понравился то белой стороной.
7. Итог.
Посмотрите какая наша Земля получилась красивая, яркая. Я думаю что наш классный час не прошел без следа.