Открытый урок кружка хора мальчиков «Уникум» по теме: «Звучащие картины»

Тема: Звучащие картины.
Тип занятия: освоение и закрепление новых знаний.
Форма: творческое занятие.
Цель: формирование духовной личности средствами музыкального и изобразительного искусства.

Музыкальный материал.
1. Ф. Шуберт «Ave Maria».
2. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна».
3. «Мама» муз. Ю. Чичков, сл. М. Пляцковский.
4. «Добрая волшебница» муз. и сл. А. Юдиной.

Задачи:
предметная:
1) закрепить с учащимися хора мальчиков понятие о том, что изобразительное искусство своими средствами может передать образ аналогичный музыке;
2) познакомить учащихся хора мальчиков с музыкой «Ave Maria» Ф. Шуберта и репродукцией картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Дать сравнительную характеристику произведений;
3) повторить понятия: искусство, живопись, музыка;
4) познакомить учащихся хора мальчиков с новой песней и начать работу по озвучиванию музыкального и литературного текста;
5) познакомить учащихся хора мальчиков с композитором Ф. Шубертом, художником Рафаэлем Санти;
6) дать объяснения следующим понятиям: живопись, Франц Шуберт, Рафаэль Санти;
метапредметная:
продолжить развитие вокально-хоровых навыков;
развивать логическое и образное мышление;
личностная:
нацелить ребят на понимание того, что человек должен стремиться видеть в жизни правду и красоту.

Оборудование:
1) аудиозаписи по слушанию музыки;
2) репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна».
3) портрет композитора Ф. Шуберта;
4) текст песни «Мама».
«Благо даруемое нам искусством,
не в том, чему мы от него научимся,
а в том, какими мы благодаря ему
становимся».
О. Уайльд

Ход занятия.
Вход.
(звучит фрагмент «Ave Maria» Ф. Шуберта)
Музыкальный сигнал.
Приветствие.
Обращение к эпиграфу урока.
«Благо даруемое нам искусством,
не в том, чему мы от него научимся,
а в том, какими мы благодаря ему
становимся».
О. Уайльд
– Ирландский поэт и драматург имел в виду все виды искусства, которые нам с вами известны и благотворно влияют на наше становление, как личности. Ведь искусство заставляет нас не только чувствовать, мыслить, переживать, но и многому нас учит. Благодаря искусству мы можем отличить в жизни хорошее от плохого, поэтому нашей основной и главной задачей является стремление увидеть и понять красоту окружающей нас природы, прочувствовать красоту человеческих взаимоотношений. Какими мы станем благодаря искусству, сумеем ли понять, оценить и преумножить красоту окружающего нас мира покажет время.
На доске репродукция картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти.
– А сейчас всмотритесь в картину Рафаэля.
– Как вы думаете, какой может быть музыка, выражающая чувство художника? (музыка может быть задушевной, нежной, напевной, поэтической и др.)
– Что такое музыка?
Музыка – это вид искусства, передающий чувства с помощью звуков.
Звучит «Ave Maria» Ф. Шуберта.
Давайте сравним эти два произведения.
Вопросы:
– Как вы думаете, какой образ изображен в музыке и на картине? (образ матери).
– Что испытывает мать по отношению к своему ребенку? (любовь, нежность, ласку).
– Назовите вид искусства, к которому относится живописное произведение Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»? (живопись).
- Что такое живопись?
Живопись – это вид изобразительного искусства, основными средствами которого является линия, цвет, светотень.
– Какова цветовая гамма на картине, какие цвета преобладают? (голубой, желтый, красный).
Необыкновенно нежный образ матери подчеркивает прозрачность цвета на картине.
– Благодаря каким средствам музыкальной выразительности немецкий композитор XIX века Франц Шуберт создал торжественный и вместе с тем проникновенный образ женской доброты и благородства в своем произведении «Ave Maria», и такой же образ создал художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти в произведении «Сикстинская мадонна».
– Охарактеризуй мелодию произведения.
– В каком темпе исполняется произведение?
– Назовите динамику произведения.
– В каком регистре звучит голос?
– Назови голос, исполняющий это произведение.
– Итак, мы можем сделать вывод удивительного сочетания в этих двух произведениях живописи и музыки, простоты и величия, отражающих богатство души человека. И изобразительное искусство и музыкальное каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.
Вывод:
– Что же такое искусство?
Искусством мы можем называть деятельность человека, в ходе которой он отражает окружающую жизнь и выражает свое отношение к ней.
– Учащиеся хора мальчиков исполняют песню «Добрая волшебница» сл. и муз. А. Юдиной.
– Прекрасный, нежный образ матери продолжаем в новой песне «Мама» Юрия Чичкова. Сейчас я исполню вам песню «Мама», а вы скажите, о чем она, и что вы почувствовали, слушая песню?
(руководитель исполняет песню, учащиеся хора мальчиков слушают, затем вместе обсуждают и начинают озвучивать музыкальный и литературный текст песни; работаем над интонацией, ритмом).
Исполнение песни учащимися хора мальчиков.

А сейчас сюрприз.
В этой корзине бумажные разноцветные ноты с номерами. Каждому номеру соответствует мелодия выученных вами песен. Просольфеджируйте мелодию и назовите песню и ее автора. Мальчики отгадывают мелодии выученных песен.

Итог занятия.
1. С какими произведениями вы познакомились?
2. К какому виду искусства они относятся?
3. Как вы думаете, почему мы выбрали именно этот эпиграф?
Завершается занятие.

– Все молодцы! Я вами сегодня очень довольна!

Учащиеся хора мальчиков прощаются с руководителем и организованно под музыку «Мама» Ю. Чичкова выходят из класса.

15