Открытый урок кружка хора мальчиков «Уникум» по теме: «Друг в беде не бросит»

Тема: Друг в беде не бросит.
Тип занятия: углубление и закрепление новых знаний.
Форма: поисковое занятие.
Цель: формирование духовной личности средствами музыкального искусства.

Музыкальный материал.
1. М. Глинка «Арагонская хота»
2. Русская народная песня «Во лузях»
3. Песня-попевка «Мы – мальчики»
4. Игра на музыкальных инструментах

Задачи:
образовательная:
1) учить различать характер и настроение музыкального произведения (по схеме);
2) тренировать умение учащихся хора мальчиков давать полный ответ названия музыкального произведения (по схеме);
3) познакомить учащихся хора мальчиков с новой песней и начать работу по озвучиванию музыкального и литературного текста;
4) разучить песню-попевку «Мы мальчики», используя ладовые жесты и прием «ручной лесенки»;
5) познакомить учащихся хора мальчиков с композитором Михаилом Ивановичем Глинкой;
6) проверить знания понятийного материала по изученной теме (в ходе образовательной игры);
– увертюра;
– опера;
– балет;
– Ж. Бизе;
– сюита;
– Э. Григ;
– хота;
– М. Глинка.
развивающая:
1) развить вокально-хоровые навыки:
– координацию жеста и голоса;
– основные артикуляционные позиции гласных звуков [ о ], [ и ], [ а ], [ у ], [ е ];
– мышечную свободу вокально-речевого аппарата;
– чистота интонирования I-III-V ступени;
2) развивать внимание, мышечное и образное мышление;
3) развивать навык культуры слушания;
4) развивать исполнительские способности детей;
воспитательная:
воспитывать чувство товарищества, чувство коллективной ответственности.

Оборудование:
1) аудиозаписи по слушанию музыки;
2) словарь эстетических эмоций;
3) схема анализа и названия музыкального произведения;
4) портрет композитора М. Глинки;
5) набор образовательной игры;
6) графическое изображение песни;
7) сюжетная иллюстрация урока – планета Музыка.





«Дружба да братство дороже всякого богатства»
(пословица)

Ход занятия.
Вход.
(Звучит увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе).
Музыкальный сигнал.
Приветствие.
– Ребята, мы уже знаем о том, что в музыке большую роль играют песни, танцы, марши, но еще большую – песенность, танцевальноть, маршевость.
Зная песенность, танцевальность и маршевость мы легко определяем характер музыкального произведения. Вот и сегодня, слушая музыку мы попытаемся определить характер музыкального произведения. А какие непредсказуемые события ожидают нас сегодня! Каждый раз на занятии по хору к нас что-то происходит. Вы, наверное, уже обратили внимание на доску.
(На доске сюжетная иллюстрация плачущей планеты Музыка).
– Ребята, как вы думаете, почему планета Музыка плачет? (наверное что-то случилось!)
– Действительно случилось.
Неизвестные похитили из страны танца танцевальность, предъявив жителям страны свой ультиматум.
Содержание ультиматума:
– Если вы не выполните наши условия, то больше никогда не встретитесь с танцевальностью в музыке.
– Я думаю, что отыскать танцевальность сможем именно мы с вами, ведь мы уже не раз встречались с ней на занятиях по хору.
– Под танцевальностью мы понимаем музыку, которая пронизана танцевальными ритмами, но не обязательно предназначена для танца.
– За помощью обратимся в соседние страны.
Вопросы:
– Какие страны на планете Музыка вы знаете? (песня, танец, марш, опера, балет, симфония, концерт).
– В какой стране мы можем отыскать танцевальность? (в стране опере, балете, концерте).
– Если мы не выполним требования незнакомцев, мы больше никогда не услышим танцевальность в музыке.
Итак, за работу.
Наш хор – это поисковая группа.
Задание 1.
Отправляемся в страну опера.
– Что такое опера?
Опера – музыкальный спектакль, в котором действующие лица передают свои мысли и чувства пением и движениями
– Слушая музыку, определите характер произведения.
(Звучит фрагмент увертюры к опере «Кармен» Ж. Бизе; услышав танцевальность в музыке увертюры, ребята показывают ее движениями рук).
Вопросы.
– Назовите произведение и его автора.
(Увертюра к опере «Кармен» французского композитора XIX в. Жоржа Бизе).
– Определите характер произведения (танцевальный).
– Что такое увертюра?
Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму, может исполняться как самостоятельное произведение в концертах (уч. с. 120).
Поисковая группа отправляется в страну балет.
– Что такое балет?
Балет – музыкальное произведение, написанное для театра, в котором действующие лица выражают свои мысли и чувства при помощи танцевальных движений.
– Слушая музыку, определите характер произведения.
(Звучит фрагмент «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» композитора Р. Щедрина).
Вопрос.
Назовите произведение и его автора («Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» композитора Родиона Щедрина).
– Определите характер произведения (танцевальный).
Поисковая группа отправляется в страну концерт.
– Что такое концерт?
Концерт – это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр.
– Слушая музыку, определите характер произведения.
(Звучит фрагмент увертюры «Арагонская хота» М. Глинки).
– Что такое хота?
Хота – испанский народный танец.
– Определите характер увертюры (танцевальный).
– Что такое танцевальность?
Под танцевальностью мы понимаем музыку, которая пронизана танцевальными ритмами, но не обязательно предназначена для танца.
Задание 2.
– Мы уже познакомились с увертюрой «Арагонская хота» М. Глинки на предыдущем уроке и знаем, что это симфоническое произведение построено на мелодии испанского танца и исполняется на различных инструментах симфонического оркестра.
– Что такое оркестр?
Оркестром называют состав исполнителей, которые на разных инструментах исполняют одно и то же произведение.
– Сейчас я хочу, чтобы мы с вами еще раз прослушали увертюру и приняли участие в ее исполнении. Перед нами ритмическая партитура увертюры. Хор делится на три группы:
1 группа – партия кастаньет;
2 группа – партия бубна;
3 группа – партия треугольника.
Каждая группа отбивает ритм своей партии на инструментах: кастаньетах, бубне, треугольнике, подчеркивая первую сильную долю такта.
(Руководитель подробно объясняет технологию игры ритмичной партитуры на музыкальных инструментах).
Исполнение учащимися увертюры «Арагонская хота» М. Глинки на музыкальных инструментах.
– Для того чтобы наше занятие успешно продолжилось, я предлагаю вам сыграть в образовательную игру, проверив знание понятийного материала по изученной теме.
Задание 3.
Образовательная игра.
1. Французский композитор XIX века, автор увертюры к опере «Кармен» (Ж. Бизе).
2. Русский композитор XIX века, автор увертюры «Арагонская хота» (М. Глинка).
3. Музыкальное произведение, написанное для театра, в котором действующие лица выражают свои мысли и чувства при помощи танцевальных движений (балет).
4. Испанский народный танец (хота).
5. Музыкальный спектакль, в котором действующие лица передают свои мысли и чувства пением и движениями (опера).
6. Норвежский композитор XIX века, автор «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ).
7. Оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму, может исполняться как самостоятельное произведение в концертах (увертюра).
8. Музыкальное произведение, которое состоит из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим названием (сюита).
Задание 4.
Продолжаем поиск танцевальности в музыке, обращаемся к песне-попевке «Мы мальчики».
(на доске мелодическая основа песни-попевки «Мы мальчики»).
– Сколько ступеней в песне-попевке?
(Руководитель играет и поет первую фразу песни-попевки).
Определяем лад-мажор, начинается с V, затем мелодия поднимается вверх на VI ступень и возвращается в V ступень.
– Покажите, как движется мелодия песни-попевки.
(Мальчики поют мелодию с движениями рук).
Повторное прослушивание мелодии.
Руководитель играет и поет вторую фразу песни-попевки.
(Учащиеся хора мальчиков определяют на слух пять ступеней: II, III, IV, VI, V).
– Покажите, как движется мелодия песни-попевки.
(Дети поют мелодию с движениями рук).
– А теперь исполняем песню-попевку «Мы мальчики» (используя ладовые жесты и прием «ручной лесенки»).
Задание 5.
Ищем танцевальность в песне.
Работа над песней.
1. Исполнение песни руководителем.
2. Озвучивание литературного текста.
3. Озвучивание музыкальной интонации (использовать графическое изображение мелодии), ритма.
4. Исполнение песни учащимися хора мальчиков.

Обобщение занятия.
– Все задания выполнены.
– Ребята, сегодня вы все старались, трудились выполнить каждое задание, помогая отыскать похищенную танцевальность. И вам это удалось. Все условия выполнены, танцевальность вернулась в страну танца, планета Музыка улыбается и благодарит всех вас за оказанную помощь. Проведенная вами поисковая работа еще раз доказывает эпиграф нашего урока «Дружба да братство дороже всякого богатства».

Звучит музыка увертюры к опере «Кармен» Ж. Бизе, ребята прощаются с руководителем и организованно выходят из класса.
15