Конспект урока Проценты. Решение задач на проценты.


Учитель: Кудымова Ольга Александровна
Тема урока: «Проценты. Решение задач на проценты».
Цели урока
образовательные:
повторение и обобщение теоретического материала по теме «Проценты. Решение задач на проценты», а так же проверка, оценка, коррекция знаний и умений учащихся по теме урока;
развивающие:
развитие мышления, интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся, математической речи;
обучение учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания;
воспитательные:
воспитание у учащихся ответственного отношения к учебному труду, волю;
создание условий для воспитания навыков совместной деятельности учащихся; воспитание эстетических качеств, коммуникативных умений.
Учебник: Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 6 класс.,М.: Издательство «Ювента», 2013г.
Методы обучения: словесный, деятельностный.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Форма организации учебной деятельности – групповая, индивидуальная, парная.
Класс разбит на 5 групп. В группе работа ведётся под руководством капитана. В группе над выполнением задания работает каждый её участник. Обязательное требование к групповой работе является выполнение всех заданий каждым участником группы. У каждого ученика тетрадь, двойной листок бумаги, дневник, ручка, карандаш.
Структура урока:
Организационный момент – 3 минуты.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся – 4 минуты.
Закрепление – 25 минут.
“Свободная минутка” – резервное время.
Подведение итогов урока – 3 минуты .Ход урока
I. Организационный момент.
Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку. Здравствуйте ребята! Здравствуйте наши гости! Я рада вас видеть.
Сообщается тема: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания и умения по теме «Проценты. Решение задач на проценты» в форме математической игры (слайд 1), учащиеся записывают дату в тетради и отгадывают эпиграф Слайд 2.
А эпиграфом урока будут слова математика и педагога Джорджа Пойа(1887-1985) – Елсивыохтитеначуитьсяплваать,то смлеовхдоитеввдоу, аеслихтоитеначуитьсяреаштьзаадчи, торшеайтеих.
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Ставится задача:Сегодня на уроке мы вместе вспомним понятие процента. Конечно же, решим задачи на эту тему. А начнем мы с 1 этапа: «Математический кроссворд».
Фронтальный групповой письменный опрос:
Сконцентрировать внимание и настроиться на работу нам поможет традиционный кроссворд: (быстрый опрос-игра на 3 – 4 мин. На листиках учащиеся заполняют ответы на представленные вопросы)
316293510350500
По горизонтали
4. Если 1% равен сотой части величины, то чему равна вся величина
5. Какое действие надо произвести, чтобы обратить десятичную дробь в проценты
6. Какое действие надо произвести, чтобы перевести проценты в десятичную дробь
7. Сотая часть центнера
9. Кто разработал особые таблицы для вычисления сложных процентов
По вертикали
1. Сотая часть величины или числа
2. Десятая часть процента
3. Как называются проценты с процентов
4. Сотая часть метра
8. Благодаря чему произошёл знак %
9. Сотая часть гектара
Проверка между командами. Подведение итогов.
Опорный слайд: «Правило перевода % в д/дробь», «Правило перевода д/дроби в %)III. Закрепление.
Переходим ко 2 этапу игры: Математический перевод. Индивидуальная работа и взаимопроверка в парах.
Представьте проценты десятичными дробями:
81%=…
230%=…
0,7%=…
1) 19%=…
2) 150%=…
3) 0,3%=… 1) 72%=…
2) 350%=…
3)0,8%=…
1)26%=…
2) 100%=…
3) 0,1%=…
Представьте данные десятичные дроби в процентах:
0,52=…%
3=…%
0,045=…%
0,6=…%
0,35=…%
7=…%
0,026=…%
0,8=…%
0,48=…%
2 =…%
0,039 =…%
0,4=…%
1)0,17= …%
2) 5 = …%
3) 0,064=…%
4) 0,9=…%
Вывод: Правила нам необходимы для решения основных типов задач на проценты:
Назовите три типа задач на проценты.

Переходим к третьему этапу: Игра «Домино».
Правила игры:
0-0, 0-1, 1-1, 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5, 5- 6, 6-6.
0-1В школе 400 учащихся, 52% этого числа составляют девочки. Сколько девочек в школе? (Ответ: 208 девочек)
1-1 Цена альбома была снижена на 15%. И после понижения стала составлять 34 рубля. Определите его первоначальную цену. (Ответ: 40 р.)
1-2 Даша прочитала 120 страниц, ей осталось прочитать 130 страниц книги. Сколько процентов всех страниц она прочитала? (Ответ: 48%)
2-2 Трава при сушке теряет 80% своей массы. Сколько тонн травы надо накосить, чтобы насушить 14 тонн сена? (Ответ: 70 тонн)
2-3 Товар стоил 5000 р. Его цена повысилась на 20%. Какова новая цена товара? (Ответ: 6000 р.)
3-3 Для приготовления компота купили 2 кг чернослива, 1кг изюма, 4 кг кураги, 5 кг сушёных яблок, 3 кг сушёных груш. Сколько процентов всего компота составляют груши? (Ответ: 20%)
3-4 В 200 г воды растворили 50 г соли. Какова концентрация полученного раствора? (Ответ: 20%)
4-4 Цена товара повысилась на 30% и составляет теперь 91 рубль. Сколько стоит товар до повышения цены? (Ответ: 70 р.)
4-5 Масса ящика с товаром 11,5 кг. Масса товара 9,2 кг. Сколько процентов масса пустого ящика составляет от массы ящика с товаром? (Ответ: 20%)
5-5 Сколько надо взять воды, чтобы получить 200 г 10% раствора соли? (Ответ: 180 г)
6-6Банк выплачивает доход из расчёта 7% годовых. Сколько денег окажется на счёте через 2 года, если на него положили 10000 рублей? (Ответ: 11449 р.) 1,1449
5- 6Имеется 2 раствора соли массой 80 г и 120 г. В первом растворе содержится 12 г соли, а во втором – 15 г соли. Какова будет концентрация, если оба раствора смешать? (Ответ: 13,5%)
0-0 Сколько надо заплатить за квартиру, если квартплата составляет 1 500 р., пеня – 0,1% от суммы квартплаты за день просрочки и квартплата просрочена на 5 дней?(Ответ: 1507, 5) 1,005
Подведение итогов этапа. Обсуждение задач вызвавших затруднения с оформлением в тетради.
IV. “Свободная минутка”
Если учащиеся справятся с заданиями игры быстро, то им предлагаются дополнительные задачи, за верное решение которых, группа может заработать дополнительные баллы.
Задача №1. Число увеличили на 10%, а потом ещё на 10%. На сколько процентов увеличили число за 2 раза? 1) 20%; 2) 21%; 3) 30%.
Задача №1. Сумма трёх чисел равна70. Второе число на 28% больше первого, а третье на 48% меньше первого. Найдите третье число. 1) 13; 2) 25; 3) 32.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
А теперь давайте подведём итог нашего урока. Как вы думаете, все поставленные цели были выполнены?
1) Учитель заполняет на центральной доске табло игры, подсчитывают количество баллов, заработанных каждой группой.
2) Выявляется группа – победительница. Эту группу поздравляем. Утешительные слова для других групп.
3) Зачитываются отметки, которые получили учащиеся в ходе игры.
4) Проводим рефлексию.
5) Поблагодарить всех учащихся за урок.
Дайте оценку своей работы на уроке в виде синквейна. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); Нахождение матположений для отыскания неизвесного.
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы (математическая модель, задание, реальная жизненная ситуация на матязыке, запись на матязыке.Ну, вот мы подошли с вами к концу урока. Так в каких же жизненных ситуациях нам встречаются процентные вычисления? (в магазине, на рынке, при оплате услуг, при подсчете изменения тарифных цен, в работе избирательной комиссии во время голосования, при банковских операциях) Я думаю, что проценты еще не раз встретятся на вашем пути, еще не раз заставят вас “поломать” голову, удивят красивыми решениями, помогут в изучении новых предметов (химия, физика и др.)
Домашнее задание: Задачи для саимопроверки.
Литература
Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 6 класс, I часть. М.: Издательство «Ювента», 2013г.
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактический материал по математике. 6 класс. М.: - Просвещение, 2007.
Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики. М.: - Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.
Шпилевская Г.Н. Практическое руководство по изучению темы: “Проценты” в 5-6 классах. МИПКРО, учебно-методическая лаборатория.