Конспект по азбуке на тему Буква Д, звуки Д — Дь. Педадог: Варава Г.Н.


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества « Дагомыс» г.Сочи
Конспект занятия по Азбуке
(дошкольники)«Буква Д д, звуки «Д», «Дь»
Подготовила

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Варава Галина Николаевна
г. Сочи
2016 г.
Тема: Буква Дд, Звуки «Д»-«Дь»

Задачи:
Развивать у детей фонематический и речевой слух.
Формировать ориентировку в звуковой системе языка.
Познакомить детей с буквой Д (дэ) и звуками «Д» и «Дь».
Совершенствовать умение определять место звука и буквы в трёх позициях (начало, середина, конец слова).
Учить детей составлять слова по слоговой таблице.
Воспитывать усидчивость, бережное отношение к книге.
Формировать интерес к чтению.
Использование педагогических технологий: здоровьесберегающая: физкультминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз; личностно-ориентированная: сотрудничество с детьми с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; гуманно-личностная:  терпение и доброжелательность к детям.
Пособия и оборудование:
Ванночки с раздаточным материалом – скрепки, палочки, пластилин, верёвочки; таблицы, схемы, карточки; рабочие тетради, учебники.Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Беседа.
- Какие две группы букв вы знаете (гласные и согласные).
- Чем они отличаются ? (Гласный можно произнести громко, спеть, протянуть. Согласный не тянется, не поётся, не произносится громко,
он «согласен» остаться в «домике»).
- А чем буква отличается от звука?
(букву мы пишем и видим, а звук слышим и произносим. - Какие согласные буквы вы уже знаете? (М, Н, Л, Р, В, Ф, Б, П).
- Изобразите их телодвижением?
3.Составление слов по слоговой таблице:
ЛИ МЫ ЛУ
РА МА ВА
ЛО РО НА
ВО РИ НО
Малина – луна – мало – мыло – Рома – Рима – Вова – нора –рама – рамы.
4. Изучение нового материала.

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Угадай помощника.
«В самой чашечке тюльпана на зелёном стульчике сидела девочка, совсем крошка, и такая была она нежная и хорошенькая, и росточком-то всего в дюйм, что её так и прозвали...» (Дюймовочка).
- Какую букву очень любит Дюймовочка? (Дэ).
- С этой буквы начинается её имя.
- С помощью буквы Д можно записать звуки «Д» и «Дь».

5. Работа с зеркалом.
- Возьмите зеркало и обратите внимание, как расположены губы, зубы, где находится кончик языка. (Когда произносишь твёрдый звук, то кончик языка прижат к верхним зубам, а когда мягкий, то кончик языка опущен и упирается в нижние резцы).
- Какой это звук? (Согласный).
6.Работа с книгой.
Гимнастика для глаз (глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем, открываем, поморгаем и работать начинаем)
- Откройте книгу, где лежит закладка.
- Рассмотрите букву Д. Обведите по контуру букву Д в учебнике.
- Выложите из палочек и скрепок её на столе.
- На что похожа буква Д?
Буква «Д»-
Сама как дом.
Поселились дети в нём.
- Изобразите её телодвижением.
- Прочитайте слоги - слияния (двое детей изображают телодвижением буквы, один согласную Д, другой гласные ( по очереди) – А,О, Я, И, Ю, У, Ё, Ы, Э, Е).
Дети читают слоги-слияния и слова из слогов.
- Прочитайте чистоговорки в учебнике.
- Найдите букву Д в словах и определите её местонахождение
Игра «Услышь звук в слове и определи его место».
Физкультминутка:
Для здоровья, для порядка дружно делаем зарядку:
Головою два кивка и в ладоши два хлопка,
Вот мы к люстре потянулись, вот присели, разогнулись.
Вправо-влево наклонились и на месте покружились.
На носок, потом на пятку – дружно делаем зарядку.
7. Работа в тетрадях.
Пальчиковая гимнастика «Домик».
- Откройте тетради на странице 28. Соедините стрелками слова со схемами.
- Переверните страницу. Пропишите букву Д.
- Раскрасьте детали рисунка, обозначенные слогами: ДА, ДЯ, ДЫ, ДИ.

8. Подведение итогов занятия.
- С какой буквой вы сегодня познакомились?
- К какой группе она относится?
- Как произносится звук, как называется буква?
- Оцените своё участие в занятии самостоятельно и выберите необходимый значок (солнышко – очень доволен собой, солнышко с тучкой – что-то не получилось, тучка – был не активен).
- Объясните ваш выбор. Анализ педагога по итогам самоконтроля.
Используемая литература:
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Азбука. Москва,2001г. Издательство ЮВЕНТА.
Программа развития и обучения дошкольника.
Санкт-петербург, «Издательский дом «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС»
2001год.
Д.Г.Шумаева. Как хорошо уметь читать. С/Петербург, Акцидент,1998г.