Рабочая программа по Азбуке Смоленского края.


Календарно – тематическое планирование по Азбуке Смоленского края
№ п/п Тема урока Планируемые предметные результаты Виды деятельности обучающихся Дата
проведения
план факт
ЧАСТЬ 1. Мир природы (11 ч)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к познанию окружающего мира;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим - - - материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
ПознавательныеУУД
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательного текста;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
1. Природные
особенности.
Географическое положение,
площадь, рельеф, климат, почва, её виды.
Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные
Виды водоёмов: реки, озёра,
Виды растительности: лесная, луговая
Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых.
Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»
Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие.
Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места. У обучающихся будет
- сформировано уважительное отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества.
-развитие навыкав устанавливать и выяснять причинно-следственные связи  в окружающем мире;
-определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;
-различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
-различать распространенные в Смоленском крае растения и животных.
06.09 2. Полезные ископаемые.
13.09 3. Водоёмы.
20.09 4-5. Растительность.
26.09
04.10 6. Грибы.
18.10
7. Смоленский лён.
25.10 8-9. Животные.
01.11
08.11 10. Охрана природы.
15.11 11. Проверь себя. Контроль знаний. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-,выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами; 29.11 ЧАСТЬ 2. Мир истории. (12ч)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию окружающего мира;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- реализации основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни;
- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим - материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-- образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия партнера;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при - возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- осуществлять взаимоконтроль;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
12.
Наши предки. Территория наших предков, их занятия.
Великие водные пути через Смоленск.
Устройство древнего города; древние города Смоленщины.
Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска и города Ярцево.
Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.
Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов;Гроза 1812 года;
Суровые годы с фашизмом
Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»
Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов
Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.Пржевальский У обучающихся будет
- сформировано уважительное отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества.
-развитие навыкав устанавливать и выяснять причинно-следственные связи  в окружающем мире;
-определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;
-определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;
-подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
-проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
-оперировать моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.
06.12 13. «Из варяг в греки»
12.12 14. Города Смоленщины..
Экскурсия в городской музей
18.12 15. Герб и флаг области.
19.12 16. Административная контрольная работа за 1 полугодие 26.12 17. Смоленская крепостная стена.
10.01 19-20. Военное прошлое.
17.01
24.01 20. Награды Смоленщины.
30.01 21. Места боевой славы.
06.02 22. Наши земляки.
13.02 23. Проверь себя. Контроль знаний. 20.02 ЧАСТЬ 3. Мир культуры. (11ч)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- реализации основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни;
- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
- фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
24. Жилища и предметы бытия. Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.
Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь
Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. Еда наших предков. Правила поведения за обеденным столом.
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.
Порядок и время их проведения.
Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Современная культурная жизнь нашего края. Его студии, музеи, библиотеки, художественные и музыкальные школы и др.
Контрольное занятие. У обучающихся будет
- сформировано уважительное отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
- осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-развитие навыкав устанавливать и выяснять причинно-следственные связи  в окружающем мире;
-сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;
-знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
27.02 25. Как одевались в старину.
06.03 26. Что ели наши предки.
13.03 27. Праздники.
20.03 28. Игры и хороводы.
27.03 29. Письменность.
03.04 30. Храмы и монастыри.
10.04 31. Культура Смоленщины сегодня.
17.04 32. Проверьте себя.
24.04 33. Проверь себя. 08.05 34. Обобщение материала, пройденного за год. 15.05
22.05
29.05