Методическая рекомендация для родителей и педагогов при проведении тувинских национальных игр


Методические рекомендации при проведении тувинских подвижных игр
Табунщики (Чылгычылар)
Детская игра «Табунщики» или «Скачки» является одной из самых распространенных и пользуется большой популярностью среди мальчиков от 3 до 8 лет.
Содержание игры заключается в проведении соревнования в беге на «лошадках» -прутиках – скачки. "Отсюда и ее название «Скачки на прутиках». Но назвали её «Табунщики». Такое название придает игре определенный интерес. Табунщик - одна из почетных профессий скотоводов Тывы. Это трудная, мужественная работа, она требует знания специальных способов бега лошадей (галоп, рысь, иноходь), содержания и ухода за скаковыми лошадьми. Табунщики постоянно проводят скачки. Кроме настоящих скачек, есть игра «Скачка», которая проводится на ширтеке (войлочный коврик) с астрагалами (кажыктар). Поэтому, чтобы не было путаницы между названиями национального вида спорта «Скачки», игрой в кости «Скачка» этой, данная игра названа «Табунщики».
Игра «Табунщики» эмоциональная, веселая, с соревновательным элементом. Она выявляет ловкого, быстрого, сильного, улучшает функциональные возможности организма ребенка. Может служить подводящим упражнением для совершенствования (обучения) специальных беговых легкоатлетических упражнений.
Инвентарь
«Лошадки» - прутики изготавливаются из мелкого тальника (ивняка). Длина от 100 до 200 см, должна соответствовать возрасту и росту детей. Диаметр в зоне захвата (толстый конец) – 25-30 мм. Вместо прутиков в качестве «лошади» можно использовать гимнастические палки. Можно вырезать из фанеры, жесткого картона головку лошади (разных размеров, можно покрасить в разные масти) и приделать их к концам прутиков. Это придаст игре эмоциональность, зрелищность, вызовет больший интерес детей, увлечение и эстетически будет выглядеть более приглядно.
Описание игры
Играют в «Табунщиков» и мальчики, и девочки. Но соревнование лучше проводить отдельно среди мальчиков и девочек. Можно играть в любое время года и в любом месте: на площадке, на утоптанном снегу, на поляне, в спортзале.
Количество участников не ограничено. Если место не позволяет сразу многим принимать участие в скачках или «лошадей» не хватает, тогда можно играть группами (8- 10 чел.), т. е. проводить скачки заездами.
Заранее всех участников известить, откуда берется старт, где финиш. Расстояние от старта до финиша определяет учитель, исходя из места проведения. На обеих точках прочертить линию. По команде все участники игры (заезда) верхом на своих «лошадях» подходят к линии старта. Левой рукой держатся за «коня», правая рука свободная (если участник игры - левша, то наоборот). Во время «скачек» правой рукой надо делать имитацию хлестания кнутом скакуна,- понукая, имитировать работу кнутом.
По команде «Марш!» указанным способом бега лошади начать бег. Играть или соревноваться можно по следующим способам бега лошади: «маннадып», «шо удуп», «даалыктадып», «челдирип», «чырааладып», «саяктадып». Эти способы бега лошади можно заменить следующими специальными беговыми упражнениями:
Шошкудары - бег в медленном темпе.
Маннадыры - бег обычный.
Даалыктаары (галоn) - прыжки вперед двумя ногами.
Правая (левая) нога впереди или ноги вместе (впереди стоящую ногу не менять).
4.Челери (идти рысью) - бег приставными шагами (нельзя менять положения ног), т. е. впереди стоящую ногу не менять.
5.Чыраалаары (иноходь) - то же, что и 4 упражнение, но постоянно меняя впереди стоящую ногу, т. е. вперед выносится другая нога после одного приставного шага, нельзя прыгать. 6. Саяктаары - семенящий бег.
Победитель определяется по пересечению линии финиша жокеем.
Правила игры.
1. Не разрешается переступать линию старта.
2. Нельзя менять объявленный способ бега (скачек). В противном случае результат виновного не засчитывается.
3. Нельзя касаться друг друга ни «конем», ни какими-либо частями тела.
4. Если «лошадки» самодельные (спешно изготовленные), тогда их длина должна быть примерно одинаковы.

Слепой чёрт (Согур-Аза)
В разных кожуунах республики эту игру называют по-разному: одни - «Слепой черт» («Согур-Аза»), другие - «Аскак Кадай» («Хромая старуха»), но содержание игры не меняется.
Игра требует большой ловкости, умения молниеносно менять направления, скорости движения, быстроту мышления, ориентации. Эффективно используется для активизации двигательной деятельности детей в любое время года.
Особенностью является возможность одновременно участвовать в игре детям разных возрастов (7-12 лет) и обоего пола. Чем больше участников разного возраста, тем она эмоциональнее проходит.
Описание игры
Перед началом игры по жребию или по выбору назначаются «Черт» и «Мать». Все остальные - дети матери. Oни становятся в колонну друг за другом, взявшись руками за пояс впереди стоящего. В начале колонны - «Мать», которая должна защищать от Черта своих детей. Задача Черта - оторвать от колонны (схватить, запятнать) по одному всех игроков с конца.
Когда все дети встанут в колонну за Матерью, Черт подходит спереди к ней. Игра начинается с такого игрового разговора между ними: Черт с Матерью как будто обмениваются воображаемыми трубками (существует тувинский обычай, когда путники встречаются в пути, они курят, обмениваясь своими трубками, и сообщают друг другу о новостях), закуривают. Мать, взяв трубку у Черта, передает ее сзади стоящему ребенку. Тот скажет, что не закуривает с Чертом, а курит табак родителей. Услышав эти слова ребенка, Черт спрашивает у Матери:
-Что это за тобой?
-Это мой когээржик (кожаный сосуд, фляжка). -Что такое за когээржиком?
-Это тень моего когээржика.
-Что такое за тенью когээржика? -Это мои дети!
-Тогда я их съем.
- Если сможешь, то попробуй. После этих слов Мать принимает позу защиты (ноги согнуты, чуть наклоняется вперед, руки расставляет в стороны). В это время Черт начинает нападать. Для того, чтобы помешать Черту схватить (запятнатъ) последнего ребенка. Мать, расставив руки широко в стороны, бросается то вправо, то влево. Вместе с ней, стараясь не оторваться от колонны, то вправо, то влево движутся все дети, заслоняя собой последнего ребенка. В это время Черт с помощью различных движений, иногда обманных, пытается перехитрить Мать, схватить крайнего ребенка.
Правила игры
Игроки, которые оторвались от колонны и не успели быстро с ней соединиться, считаются выбывшими из игры. Кого Черт схватил (запятнал), тот тоже выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока Черт не переловит всех игроков по порядку с конца. Если участников много, можно разделиться на несколько групп (если это позволяет место проведения). Можно договориться о другом условии: когда Черт схватит (запятнает) 5-6 игроков, он сам становится «Матерью», а Мать встает в конце колонны, как сумевшая защитить своих детей от Черта. Черта нельзя толкать руками и ставить ему подножки.
Прыжки на одной ноге (Аскангырлаар)
«Аскангырлаар» или аскангырлап ойнаар была одной из любимых игр тувинских детей. Название игры с учетом ее содержания переводится «скакание на одной ноге». Если исходить из современной теории и методики физического воспитания - это есть прыжки на одной ноге.
Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, выносливости, ловкости. Хорошо развивает мышцы голеностопа, икроножные мышцы, укрепляет связки коленного и голеностопного суставов. Требует координации движения, силы воли, выдержки.
Описание игры В «Аскангыр» играют все и в любое время года: летом – на площадке, поляне, сквере, асфальте и т. д.; зимой -- на утоптанном снегу, в спортзале. Количество участников не ограничено. Дистанцию определяет учитель. Когда дети самостоятельно проводят игру, то они предварительно договариваются о расстоянии. Места старта и финиша отмечаются линиями. Место старта и финиша может быть одной линией. В этом случае надо отметить место поворота (линией, булавой, мячом и т. п.).
По команде судьи должны проскакать на одной ноге дистанцию. Желательно указанное расстояние надо пройти (проскакать) сначала на одной, затем на другой ноге, чтобы равномерно развить мышцы обеих ног.
Правила игры
1. Финишировавшие первыми являются победителями (первое, второе, третье место).
2. Перед стартом нельзя переступать линию старта.
3.Нельзя менять ногу во время скакания (перед стартом указывается рабочая нога).
4. Приподнятая нога не должна касаться земли (пола).
Почекушки (Тевектээр)
Спортивная игра «Тевектээр» одна из наиболее распространенных игр мальчиков. В нее играют не только мальчики, но и взрослые. В дни Шагаа, встречи Нового года по Лунному календарю, состязания в этой игре являлись обязательными среди подростков и взрослых. Игра является чрезвычайно напряженной, динамичной. Интерес к ней не остывает, играют в нее и поныне с большим удовольствием. Чтобы играть успешно, необходима систематическая тренировка, так как побеждает тот, кто систематически совершенствует свое мастерство в жонглировании «тевеком» (атрибут игры) тремя разными способами. Кроме того, игра в почекушки требует от человека высокой подготовленности, определенных физических качеств - силы, выносливости, ловкости, быстроты и гибкости, умения пространственной ориентации, точности, быстрого мышления, большой силы воли.
Смысл игры заключается в жонглировании «тевеком» левой и правой ногами разными способами: анаа тевер, далгыыр, чиннээр (анаа чиннээр, кызыл-чин).
Инвентарь. Основной атрибут (инвентарь) этой игры называется «тевек». Это своеобразный волан, изготавливается он из свинцовой пластинки диаметром 20-25 мм, 3-5 мм, весом - 12-18 г и зимней шерсти козы тувинской породы (ангорская шерсть не подходит). Длина шерсти варьируется от 4 до 7 см. Количество необходимой шерсти зависит от веса свинцовой пластинки. Чем тяжелее пластинка, тем больше длиннее шерсть.
Подготовка «тевека». Достать немного свинца (в негодных свинцовых аккумуляторах любой марки его найдется достаточное количество). Затем приготовить круглую форму, для отливки в глинистой земле. Размеры должны соответствовать требуемому «тевеку». Лучше сделать сразу несколько форм (3-5), т. к. расплавленного свинца может оказаться достаточно для нескольких штук. В середину каждой формы обязательно воткнуть небольшие круглые деревянные палочки диаметром 3-5 мм, длиной 4-5 см. Для плавки свинца берется небольшая тара (консервная банка, железные кружки, ковшик и т. п.). Размельчить свинец на небольшие кусочки, положить их в тару и держать на костре, пока полностью не растопятся. Для быстрого плавления добавляется немного жиру (топленое или растительное масло и т. п.). Когда весь свинец расплавится, сразу отлить в формочки. Когда остынет, взять готовые свинцовые пластинки, убрать деревянную палочку, в образовавшуюся дырку, через узкую сторону, просунуть пучок шерсти. Туго натянуть. Срезать оставшуюся часть шерсти и прожечь на огне или плите так, чтобы выровнять с плоской стороной свинца. Ровно отрезать другую длинную сторону шерсти на расстоянии от основания «тенек» (свинца) 4-7 см в ·соответствии с весом свинца.
Описание игры.
В спортивную игру «Тевектээр» можно играть в любое время года (в старину играли только зимой). Количество участников не ограничено. В игре участвуют только мальчики с 6 до 17 лет.
Существуют несколько способов жонглирования «тевеком».
П е р в ы й с п о с о б называется «Анаа тевер». Смысл заключается в подбивании (жонглировании) внутренней стороной стопы правой (если участник - левша, то левой) ноги. Каждый участник игры должен жонглировать одной ногой. Можно договориться жонглировать сначала правой, затем левой ногой, в этом случае количество подбивания с обеих ног суммируется.
В т о р о й с п о с о б называется «Далгыыр» - жонглирование «тевеком» двумя ногами поочередно, т. е. сначала подбить одной ногой «тевек» вверх, затем, когда он уже опускается, надо подбить другой ногой, и так пока он не потеряется, т. е. не упадет на землю.
Т р е т и й с п о с о б - «Чин» («чиннээр»). Это жонглирование «тевеком» как в первом способе, но рабочую ногу нельзя опускать на землю (на пол). Зато можно передвигаться на опорной ноге.
Ч е т в е р т ы й с п о с о б, наиболее сложный, называется «Кызыл-чин», Во время «Кызыл чина» так же, как на третьем способе, надо жонглировать одной ногой, не опуская ее на зем-лю, но нельзя передвигаться на опорной ноге.
В конце игры победитель наказывает проигравшего. «Човадыр» - наказание заключается в том, что проигравший должен подкинуть «тевек» в ноги победителю, тот отбивает «тевек» удобной ему ногой таким образом, чтобы подкинувший не смог его поймать. Если победитель «промажет» по подкинутому «тевеку» или проигравший поймает «тевек», игра окончена.
Правила игры.
1. Игру может начинать один из игроков по договоренности или по жребию.
2. Если количество игроков велико и «тевек» имеется у каждого, тогда можно начинать одновременно нескольким участникам. В этом случае у каждого играющего должен быть счетчик (судья).
3. Во время жонглирования, в случае отскока «тевека» в сторону или вперед подальше, игрок может его достать, т. е. подбить любой стороной своей «рабочей» ноги, чтобы не уронить (потерять) «тевек».
4.Нельзя подыгрывать руками (рукой) во время жонглирования. Случай, если игрок поймает «тевек» рукой, считается его потерей.
5.Высота жонглирования не регулируется.
6.Обувь играющих, желательно, должна быть одинаковой.
7.Победитель определяется по количеству жонглирования «тевеком».
До игры договариваются, каким способом будут играть. Это может быть только первый способ с одной ноги, с двух ног, первый и второй способы и т.д. Могут быть и все способы. В этом случае победитель определяется по сумме всех способов жонглирования.
8.В случае проведения игры (состязания, соревнования) одним или двумя способами, если у двух или нескольких участников количество очков от жонглирования будет одинаковым, тогда между ними проводится соревнование по следующему способу. Таким образом, победитель может даже выявиться на последнем, трудном способе «Кызыл чин».
9.На последнем этапе игры «Човадыр» проигравший должен подбрасывать «тевек» точно в ноги победителю. В случае, если «тевек» подброшен специально не в ноги, победитель имеет право не отбивать его, а просить, чтобы проигравший повторил подброс.
10.В случае большого количества участников, чтобы игру, не растягивать, один из проигравших подбрасывает «тевек» в ноги победителю, а остальные, включая и его самого, должны «тенек» ловить.
Метание аркана (Шалбалаар)
Детская игра «Шалбалап» ойнаар» (шалбалаар, шалбадаар, аргамчылаар переводится - «заарканить») - популярная и распространенная среди детей, подростков и взрослых. Цели разные: дети, подростки мечут аркан на неподвижные цели (колышек, коновязь, выступающие части кошары, забора и т. п.), а взрослые с помощью аркана ловят лошадей (порой не прирученных), чем демонстрируют свое мастерство, проверяют подготовку табунщиков, тренируются, устраивают состязание в точности метания аркана и т. д.
Прямой перевод «Игра в заарканивание» не звучит, поэтому мы эту спортивную игру назвали «Метание аркана», что соответствует содержанию игры. Аналогичный национальный вид спорта существует у северных народов, где проводится ежегодная спартакиада, по результатам которой присваиваются спортивные разряды, вплоть до мастера спорта Российской Федерации. У нас есть мысль: игры «Тевектээр» и «Шалбалаар» перевести в разряд тувинских национальных видов спорта, разработать систему подготовки (составление программ, методичек, методики обучения технике и т. д.), проводить спартакиады, соревнования, турниры, организовывать секции, кружки, отделения ДЮСШ, подготовить инвентарь.
Решающим моментом в метании аркана является своевременное отпускание аркана с правой руки в направлении цели. Если и раньше выпустить аркан с правой руки, то он перелетит цель, а если позже, с опозданием, - не долетит. После, когда аркан уже выпущен с правой руки; возможно (допустимо) управление его полетом левой рукой, держащей за конец. Это делается следующим образом. Если арканщик заметил, что скорость полета основной части аркана (большой петли) слишком быстра, и он перелетает цель, то надо отвести левую руку назад, снижая скорость полета. Если большая петля не долетает до цели, то, протягивая левую руку вперед, можно продлить ее полет на 40-50 см. Но надо быть очень осторожным в этих случаях, иначе большая петля может сузиться или вообще закрыться.
Большим мастером в метании аркана может стать только тот, кто постоянно тренируется. Метание аркана требует быстроты, гибкости, специального навыка. Игра очень эмоциональная, особенно когда метают на движущуюся цель.
Подготовка (подбор) аркана для метания.
Существуют два варианта подбора аркана, но распространенным является способ жителей центральных и западных кожуунов республики. Для подбора аркана сначала надо сделать на его конце маленькую петлю, диаметром 7-10 см, с помощью которой образуется большая, основная петля. Когда она готова, правой рукой (хватом снизу) взять за аркан так, чтобы маленькая петля осталась в левой руке, хватом сверху. Затем, продвигая левой рукой маленькую петлю назад к другому концу аркана, подобрать в правую ладонь аркан 2, 3, 4 раза, образуя круги диаметром, примерно, 40-45 см. Количество их зависит от длины аркана, расстояния до цели и диаметра одной окружности. На последнем подборе надо отпустить маленькую петлю, чтобы она опустилась на противоположную сторону правой кисти, которая держит круги. За счет чего внизу образуется большая, продолговатая петля (от нее зависит точность, скорость полета аркана). Потом, в зависимости от расстояния до цели, надо подобрать всю остальную часть аркана в правую ладонь. В одном подобранном круге, примерно, 80-90 см аркана. Если до цели 8 метров, значит, количество кругов должно быть 8-9, в зависимости от длины большой петли. При этом строго соблюдать примерный диаметр предыдущих кругов. Образование кругов одинакового диаметра зависит от отвода левой руки в левую сторону аркана на одинаковое расстояние (аркан скользит по ладони левой руки).
Техника метания аркана.
Встать левым боком к цели, ноги слегка согнуты. Правая нога чуть впереди, носок левой ноги направлен в сторону метания. Левая рука внизу, держит конец аркана. Правая рука полусогнута в локтевом суставе, держит всю подобранную часть аркана.
Поднять обе руки до уровня груди, согнуть левую руку в локтевом суставе, правую руку, выпрямляя, сначала отвести чуть назад, затем быстрым движением против часовой стрелки сделать несколько (1-2) круговых вращений над головой. Когда правая рука идет из-за головы (на последнем вращении), ускоряя движение, метнуть аркан кистью в направлении цели. Туловище наклоняется чуть вперед. Будет видно, как летит основная петля, постепенно расправляя за собой аркан. В это время можно управлять его полетом левой руки, как описано выше. Когда петля заходит на цель, то быстрым движением левой руки, потягивая на себя аркан, затянуть ее (на шее лошади) .
Инвентарь.
Аркан бывает пяти разновидностей: сыдым, баг,аргамчы (кожаный аркан), чъэп аргамчы (волосяной аркан), хендир аргамчы (веревка), содурге (короткий аркан).
Веревка у тувинцев в быту не использовалась, она появилась в наше время.
Подготовка сыдыма требует много времени и труда, поэтому для проведения массовых игр и состязаний не годится. Для мероприятий вполне подойдет веревка. Она должна быть туго плетеной, не толстой (2-3 см). Длина и толщина должны соответствовать возрасту мальчиков и подростков (от 3 до 9 метров).
Цели для заарканивания могут быть самыми разными: подвижными и неподвижными. Это могут быть стулья, табуретки, спортивные снаряды (конь, козел), специальные мишени в виде головы лошади, прикрепленные на стойке на уровне высоты лошади и т. д.
Место проведения
Игры, состязания, соревнования по метанию аркана можно проводить в любое время года в спортзале, на спортплощадке, поляне и т. п. Проводится линия для метания аркана. Расстояние до цели зависит от длины аркана.
Платочная салка (Аржыыл какчыр)
Игра появилась в наше время. Дети младшего дошкольного возраста играют с удовольствием. Она требует большой подвижности, ловкости, быстроты. Очень эмоциональная, веселая игра используется для активизации двигательной деятельности, проводится в спортзале, на площадке.
Инвентарь. Основным инвентарем является платочек или косынка. Он (она) завязывается в несколько узелков, чтобы образовать комок с торчащим концом (обычно это угловая часть платочка). Водящий держит за выступающую часть платка и, догоняя убегающего игрока, должен осалить (ударить) егo.
Описание. Играющие становятся в круг с дистанцией на одного человека. Выбирается ведущий. Он с платочком в руке остается вне круга. По команде учителя ведущий начинает ходить вокруг, пока не оставит (выронит) платочек за чьей-либо спиной (старается делать это незаметно). Всем остальным надо быть внимательными, косить глазами себе за спину, на водящего, как бы тот не оставил за его спиной платочек. Если это случилось, то, быстро подняв платочек, надо догонять ведущего и, догоняя, осалить его платком.
При удаче, оставив платочек, надо убегать в обратную сторону. Осаленный, подобрав платок, теперь догоняет, убегающего. Спасаясь от преследования, убегающий имеет право встать за спину к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот, за спину которого встал преследуемый, должен убегать от того же догоняющего.
При большом количестве играющих можно назначить двух водящих или организовать два, три круга.
Правила бега.1. Бегать надо только по кругу.
2. Нельзя перебегать через круг.
3. При ударе нельзя выпускать платок из руки.
Платочек отпускается только после удара.
4.Длина выступающей части платочка должна быть не более 20 см