Конспект урока русского языка Проверим свои умения

Конспект урока русского языка
по теме
«Проверим свои умения(обобщение о глаголе)»
Этап урока
Содержание
Примечания

I. Организация детей на занятие.

- Прозвенел уже звонок,
Поскорей начнем урок!
Будем мы писать, трудиться,
Ведь задания нелегки!
Нам, друзья, нельзя лениться –
Как мы – ученики!

- Что бы вы пожелали друг другу на этот урок?
- Что вы пожелаете мне?
- Я надеюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением, и работать нам будет интересно.






III. Постановка целей и задач урока. Организация работы в группах.

- Какая часть речи открывала нам тайны на протяжении многих уроков русского языка?

Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду, всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
В.Кондрашов

- Тема урока сегодня «Проверим свои умения».
Будем ли мы узнавать что-то новое?
- Какова цель урока?
- Какие задачи вы поставите себе на этот урок?

Не будь тороплив, а будь терпелив!- говорит пословица. И тогда любая работа будет по плечу!

-Запишем в тетрадях число.

- Работать мы будем и коллективно, и в группах. У каждой группы будет своя задача для обобщения, записанная на одной из карточек. Выбирайте.

В ходе урока вы должны будете отобрать только нужные для вашей группы сведения и составить мини-рассказ о глаголе.
Соединив части, мы представим его величество Глагол.



















IV. Повторение знаний о глаголе.

Повторение о глаголе как части речи













Распознавание глагола среди других слов.



Повторение о неопределенной форме глагола.



Упражнение в образовании форм глагола от н.ф. Повторение о прошедшем времени.





























Повторение о настоящем времени.


































Повторение о будущем времени глагола.




- Глагол стоит на 2 месте по частоте употребления в речи.

А что такое глагол?
Упр. 333.
В данном упражнении глаголами названы 2слова. Проверим правильность.

(работа по вопросам упражнения.
Повторение памятки «Анализируем слово как часть речи»)

- Итак, отличительной особенностью глагола как части речи является то, что он обозначает действие и может изменяться по временам.
Не забывайте об этом при выполнении следующего задания.

- Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека.
Ваша задача найти глаголы среди других слов.

(Упр. 334 и его проверка)




(продолжение работы с упр. 334)

- Проверим записи друг друга: все ли глаголы выписаны, нет ли орфографических ошибок.
(оценивание на полях тетради:
+ - все верно;
*- в работе есть 1-2 ошибки или исправления;
! – в работе много ошибок или исправлений)


(звучит мелодия из мультфильма
«Трое из Простоквашино»)

- Вы узнали мелодию?
Какая книга стала сюжетом для этого мультика и кто автор этой замечательной истории?
Мы перелистаем сегодня некоторые ее страницы.
-Наш иностранный друг Том пересказал для нас отрывок из этой книги.

(работа с упр. 335,образование форм прошедшего времени глагола, работа по памятке, заполнение «окошек»)
-образование нужной формы;
-окошки;
Обратить внимание на глагол чистили

-Проверьте еще раз написанное и оцените себя.

-Чем отличаются глаголы прошедшего времени от других глаголов?
Как мы их узнаем?

- определите число глаголов в 1 предложении. Если бы д. Федор выполнял работу один, то (сметал, выносил, чистил)
-как могут изменяться глаголы?

-Чем отличается глагол заблестел? (ед.ч.)
- Какой признак можно определить у этого глагола?
Как еще изменяются глаголы прош. времени?
Запишите данный глагол в форме всех трех родов. На какую орфограмму нужно обратить внимание?

Физпауза

-После долгой уборки нужно отдохнуть. Выполним другие действия.

- Листаем книгу дальше. Правильно ли составлены предложения в следующем отрывке:

Дядя Федор и кот (в) доме жвут. А Шарк все по учстку бегат или (в) буке сдит. И ночут там.

- Домой заходит только пообедать.
Самостоятельно спишите отрывок, решив орфографические задачи.
Будьте внимательны: не все еще тайны открыл нам русский язык!

(взаимопроверка и взаимооценивание)

-Назовите глаголы, которые использует автор, и определите их время.

(работа в группах)
-Что мы знаем о настоящем времени глагола?
-Шарик – это Если бы автор использовал в тексте сущ. собака. то
Изменяются ли глаголы наст. врем. по родам?
А как они могут изменяться?
(собаки живут, бегают, сидят, ночуют)

-Какой признак можно определить у данных глаголов?
Измените по лицам глагол бегает.

На какую орфограмму нужно обратить внимание при написании глаголов наст. вр.?


- Весело проводили время трое из Простоквашино, да и забот у них хватало. А как же мама с папой д. Федора?

-Прочитаем отрывок из их письма:

Уважаемый почтальон!
Нет ли в вашей деревне городского мальчика по имени дядя Федор? Если он у вас, напишите, и мы за ним приедем. А вам привезем подарки.
-Найдите глаголы.
Что можно о них сказать? Чем эти глаголы отличаются от других?
Если бы это письмо писала только мама, то(я приеду, привезу)

А вам хочется побывать в Простоквашино?
Давайте каждый из вас пообещает: В новогодние каникулы Я обязательно ( приеду) в Простоквашино.

-Запишите глагол вместе с местоимением. Измените его по лицам.
На какую орфограмму нужно обратить внимание при написании глаголов буд. вр.?

(взаимопроверка и взаимооценивание)


Какой секрет будущего времени мы открыли?
Попробуем образовать форму будущего сложного времени.
(буду писать, буду приезжать, буду привозить)













































































































V. Подведение итогов. Презентация глагола.
-Итак, перелистав некоторые страницы книги, мы вспомнили все, что знаем о глаголе.

-В своей группе расположите необходимые вам сведения в порядке, который подскажут вопросы:

Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Есть ли особые приметы?
Как изменяется?
Какие орфограммы встречаются при написании?
(работа в группах)

-Внимание, господа! Его величество Глагол!

(отчеты групп)





















VII. Итог урока. Рефлексия.

- Выполнили мы задачи, которые ставили в начале урока? Нужен был нам этот урок?
Прежде всего, чтобы хорошо справиться с контрольным тестом по данной теме, и не только.

А.Н.Толстой, определяя значение глагола, сказал:
«Глагол является основой языка. Найти глагол для фразы, значит – дать движение самой фразе».

Задачи следующих уроков – учиться рассказывать о своих действиях.
Знания о глаголе, которыми вы теперь владеете, несомненно, помогут вам правильно использовать эту часть речи при составлении рассказов.


Оценка своей работы:





Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать

(высказывания детей)

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать, что работать с вами было интересно.
А если какие-то ошибки и недочеты встретились, нужно обязательно повторить материал.

И не переживайте: К большому терпению придет умение!


Глаголу нравиться читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь!
Он нам предлагает не унывать,
Больше общаться, меньше скучать!


















































Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115