Сценарий игровой познавательной программы Загадки лесной тропинки


Автор: Пономарева Ольга Григорьевна – педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДТ» города Кировграда Свердловской области.
Сценарий игровой познавательной программы для детей 5-7лет
«Загадки лесной тропинки».
Цель: - развивать у детей познавательный интерес к лесу как природной экосистеме, жизни диких животных зимой.
- способствовать обогащению социального опыта и речевому развитию детей.
Задачи:
- Закрепить знания о том, как животные приспосабливаются к зимним условиям;
- Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи в живой и неживой природе, зависимость состояния лесных жителей от условий окружающей среды;
- Развивать наблюдательность у детей на примере упражнения «Чего зимой в лесу не увидишь?»
- Воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам, желание заботиться о них.
Оформление кабинета: столы составлены по 2 и покрыты тканью белого цвета. На доске магнитами прикреплены картинки: (белка в летней и зимней шубке, заяц в летней и зимней шубке, цветущие клевер, ландыш, фиалка, береза с зелеными листьями, шмель на цветке, уж, лось, ель, бурый медведь, барсук, еж, лисица), мягкая игрушка белка, альбомы для подготовительной группы «Добро пожаловать в экологию!», сундук с призами, набор карточек «Правила поведения в природе», настольная игра «В лесу», кормушка и различные корма для птиц, фотоаппарат, музыкальное сопровождение «Звуки природы».Ход программы:
Представление команды: название и девиз. Количество членов команды: 10 человек
Педагог: Здравствуйте, ребята! Познакомьтесь с бельчонком, который живет в сказочном лесу. Зовут его Сема, и он сказал мне, что очень любит гостей и хотел подарить вам подарки. Но за ночь подарки замело снегом, и он не может найти их. Я, конечно, хотела ему помочь, но идти в лес одной страшно, поэтому я приглашаю вас с собой. А вы хотите отправиться в путешествие по сказочному лесу?
Дети: да
Педагог: Чтобы оказаться в сказочном лесу, закройте глаза и послушайте волшебную музыку (Запись звуков природы).
Педагог: Вот мы и оказались в волшебном лесу! Но здесь столько дорожек и тропинок, и все покрыто снегом. Куда же нам идти? Ой, подождите, я вспомнила – бельчонок говорил мне, что мы должны идти от самой большой елочки к елочке поменьше, а потом еще меньше, и так до самой маленькой. Давайте посмотрим вокруг, и найдем самую большую елочку.
Поисковая деятельность детей, дети подходят к первой «полянке». На столе разложены перевернутые карточки с правилами поведения в природе.
Педагог: Вот мы и нашли полянку, где растет самая большая елочка. Задание, которое мы выполним, чтобы идти дальше по тропинке, такое: посмотрите на картинку и скажите, что нельзя делать, когда приходишь в лес, и объясните, почему нельзя так делать.
Дети выполняют задание.
Педагог: Теперь мы знаем, как идти по лесу и не навредить природе. Ну что, отправляемся дальше по лесной тропинке. Подскажите, в какую сторону мы с вами пойдем?
Дети находят следующую по размеру елочку и подходят к магнитной доске, с прикрепленными картинками: (белка в летней и зимней шубке, заяц в летней и зимней шубке, цветущие клевер, ландыш, фиалка, береза с зелеными листьями, шмель на цветке, уж, лось, ель, бурый медведь, барсук, еж, лисица).Педагог: Внимательно рассмотрите картинки и скажите, чего или кого в зимнем лесу не увидишь? Снимайте с доски по одной картинке, показывайте ребятам и отвечайте. Свой ответ объясните.
Дети:
- Не увидишь шмеля, потому что они все спрятались и спят (снимает шмеля, кладет в корзинку);
- Не цветут цветы на снегу, все осенью завяли и высохли (убирает цветы);
- Не может гулять по снегу барсук, потому что он осенью наел много жира и уснул в норе до весны (снимает с доски барсука);
- Не может быть в лесу рыжих белок, они поменяли свои летние шубки на зимние серые (снимает рыжую белку);- Не может быть ужей на снегу, потому что все змеи спрятались под пни и свернулись там по несколько штук в один клубок. Клубок все время медленно шевелится, змеи переползают сверху в середину клубка, чтобы не замерзнуть. Так они спят всю зиму (убирают ужа);
- Серых зайцев в зимнем лесу не бывает, они надели зимние белые шубки (убирает серого зайца);
- Ежа зимой не увидишь, потому что он спит под корягой или пнем всю зиму (убирает ежа);
- Березу с зелеными листьями тоже не увидишь, осенью все листья опали (убирает березу).
Педагог: Посмотрите, какой порядок вы навели на полянке нашего волшебного леса! Кто же здесь остался?
Дети: Белка в зимней шубке, лисица, белый заяц, лось, ель.
Педагог: Замечательно вы все объяснили и с заданием справились. Идем дальше по нашей тропинке? Посмотрите, где вы видите еще одну елочку?
Дети находят следующую по размеру елочку и подходят к столу.
Педагог: Вот и еще одна волшебная полянка.
На столе – динамическое пособие из программы «Добро пожаловать в экологию!» для подготовительной группы.
Педагог: Что вы здесь видите?
Дети: Лес, снежный сугроб.
Педагог: Посмотрите внимательно, почему из сугроба идет пар?
Дети высказывают догадки: Может, там кто-то живет? А, может, кто-то спит? Сугроб большой, значит, и спит кто-то большой? Наверное, медведь.
Педагог: Давайте посмотрим, кто там спит, но сделаем это тихонечко, чтобы не разбудить хозяина берлоги. (Открывает клапан динамической модели).
Дети: Это медведь, и он спит.
Педагог: Ребята, как вы думаете, кто еще прячется в зимнем лесу? (Показывает вторую динамическую модель). Посмотрите внимательно, что нам может об этом подсказать?
Дети: следы на снегу. Может быть, кто-то есть в дупле? Может, кто-то спрятался под пеньком?
Педагог открывает клапан динамической модели и показывает белку в дупле, мышиную семейку, спящего ежа.
- Какие вы наблюдательные, все замечаете! (Демонстрирует следующий альбом с картиной «Птицы зимой в лесу»). Посмотрите, на эту полянку слетелись все лесные птицы! Кого же из прилетевших птиц вы узнали?
Дети рассматривают картину в альбоме и называют знакомых им птиц (глухарь, стайка свиристелей, снегирь, синица, клест, дятел). Как они называются одним словом? (Зимующие).
Педагог: Оказывается, зимой лес совсем не пустой! Вон сколько лесных жителей мы с вами увидели и познакомились с ними. Идем к следующей полянке?
Дети находят самую маленькую елочку и подходят к столу.
Используется игра из серии «Ребятам о зверятах» - «В лесу».
Педагог: Ребята, посмотрите на карточки – малыши остались одни, мамы ушли в лес, искать корм. Давайте поможем семье собраться вместе, и накормим всех животных тем кормом, который они любят. На карточке вы увидите подсказку – то, чем питаются животные. Подберите части круга все вместе, и картинка будет собрана.
Дети выполняют задание, а потом рассказывают о своем животном: название, где живет, чем питается.
Педагог: Правильно выполнили задание, про всех животных рассказали. Вот и тропинка наша заканчивается. Только какой-то большой сугроб впереди, на нем елочка необычная выросла. А под елочкой – посмотрите, ребята – наш бельчонок Сема сидит и лапкой машет – идите, говорит, сюда! Пойдем, посмотрим, зачем он нас зовет?
Педагог с детьми подходят к сугробу и находят сундук с призами, благодарят бельчонка.
Педагог: замечательные у меня сегодня гости в сказочном лесу! А вам, ребята, понравилось путешествовать по тропинке в зимнем лесу? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Дети рассказывают педагогу о своих впечатлениях.
Педагог: кому понравилось, возьмите себе на память снежинку, а если не понравилось, капельку (все дети взяли снежинки). А теперь давайте закроем глаза и послушаем волшебную музыку. Как только она закончится, вы вернетесь обратно из леса в центр детского творчества.
После игровой программы организуется свободная танцевальная активность детей под музыку, экскурсия по кабинету, фотографирование детей и педагогов.
Перед уходом детей педагог напоминает о необходимости подкармливать зимующих птиц, рассказывает о кормах, показывает варианты изготовления кормушек.