Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках математики


«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках математики как фактор повышения качества образования».
Воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках математики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. В последнее время использование ИКТ стало более частым, но не всегда педагогически правильным и обоснованным. Важным методическим принципом применения компьютерных программ является их совместимость с традиционными формами обучения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание таких программ с другими (традиционными)средствами обучения.
В процессе преподавания математики, для формирования информационно – коммуникативной компетентности обучающихся, я использую информационные технологии, при этом компьютер становится рабочим инструментом как для обучающихся, так и для меня. В своей системе работы я использую компьютер в различных качествах:
Компьютер – средство наглядности;
Компьютер – беспристрастный экзаменатор;
Компьютер – экскурсовод;
Компьютер – источник информации;
Компьютер – библиотека.
Современные компьютерные модели вписываются в традиционный урок и позволяют мне организовывать новые виды учебной деятельности, например: урок закрепления знаний – решение задач с последующей компьютерной проверкой ответов; урок обобщения и систематизации знаний – исследование; урок применения ЗУН – компьютерная практическая работа.
Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность обучающихся в изучении математики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Компьютерные модели позволяют обучающимся изменять начальные условия работы на уроках и самостоятельно представлять различные презентации. Такая интерактивность открывает перед ними огромные познавательные возможности, делая обучающихся не только наблюдателями, но и ее активными участниками.
Процесс приобщения учителей к компьютеру шел долго, но сегодня все поняли, что он настоящий помощник для каждого учителя:
компьютер дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков;
учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся;
компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.
С появлением в школе компьютера меня, как учителя математики и информатики, заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.
Мне удалось систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по математике, раздаточные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, печатаются при изменениях в учебных программах и замене используемого учебника.
На следующем этапе в практику работы мною были включены презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, был определённый накоплен материал, который я сейчас использую на уроках математики.
В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке математики целесообразнее применять его при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и на уроках контроля знаний обучающихся.
Информационные технологии на уроках математики я использую в следующих вариантах:
Применение мультимедийных презентаций во время урока
За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков по отдельным главам, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 1,5-2 часов, но готовые материалы позволяют отказаться от всех остальных видов наглядности и сосредоточить внимание учителя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видео-уроки. На уроках алгебры неоценимую помощь оказывают слайды с демонстрацией преобразования графиков функций в системе координат. Это облегчает работу учителя, не нужно тратить много времени на построение графиков на доске, применение анимации даёт возможность наглядно и красочно увидеть процесс преобразования. Такие слайды я использую в 8 классе при построении графиков квадратичной функции; в 10 классе при изучении темы «Преобразования графиков тригонометрических функций».
Применение мультимедийных таблиц во время урока
Традиционные таблицы сегодня не актуальны Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п. Им на смену пришли интерактивные таблицы, которые ярче, образнее и удобны в использовании, а в сочетании с интерактивной доской, значительно расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать, размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки.
Осуществление контроля посредством ИКТ
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет: math.ege., alexlarin.ru. и др. Тесты могут быть простые, в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный; они могут быть представлены в виде установления соответствий, а также содержать несколько кратких ответов. Такие тесты можно использовать на различных этапах урока. Способы работы с ними также разнообразны – фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, с последующим выводом на экран правильных ответов. Тренажеры содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле обучающимся предлагаются вопросы по пройденному материалу. В случае неудачного ответа созданная презентация дает возможность обучающимся, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
Использование компьютера при подготовке к ЕГЭ
Главной задачей как в старшей, так и в основной школе является качественная подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. Использование информационных технологий позволяет оптимизировать этот трудоёмкий процесс. В своей практической деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ по математике, провожу тестирование в режиме on-lain. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ОГЭ и ЕГЭ, содержат такое же количество заданий. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить», затем, каждый обучающийся получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть, как он ответил и как должен был ответить на поставленные вопросы. В итоге дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения по тому или иному вопросу, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз просмотреть изученный материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Работа на тренажерах позволяет более эффективно подготовить обучающихся.
Использование интерактивной доски
Самое важное на уроке – это общение учителя и обучающегося, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная интерактивная доска. Доска – поле информационного обмена между учителем и учеником. В ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Много практических заданий на уроках математики мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 5 групп: «Найди лишнее данное», «Кроссворд», «Вставьте слово», «Соотнесите», «Отметьте». На уроке делю класс на группы, даю задания и прошу любого ученика из группы у доски: вставить пропущенное слово, отметить что-то в тексте, разгадать кроссворд, соотнести формулы и т.д. Обучающимся нравится работать с интерактивной доской, учение для них становится интересным и увлекательным. Задания готовятся заранее дома. Это может быть и отсканированный, и созданный в любой программе (Word, Power Point и др.) документ. Конечно, нельзя сказать, что результаты обучающихся повысятся, благодаря работе с интерактивной доской, но наблюдения показали, что они стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке: активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование информационных технологий помогают обеспечить устойчивую мотивацию у обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
Использование компьютера при создании мультимедийных проектов
Важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работы, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых, тема проекта должна нести в себе исследовательский элемент. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в моей работе- это ИКТ и математика), но реально его выполнение затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, историю и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта. Могу сказать, что обучающиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты такой работы всегда хорошие. Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
облегчает процесс усвоения материала обучающимися;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор обучающихся;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышает интерес к изучению математики, успеваемость, качество знаний; идет более полное усвоение учебного материала;
идет овладение умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формирует умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
Проекты могут быть коллективными или индивидуальными. Учащиеся старших классов создают проекты с помощью программы Power Point. Например, коллективный проект при обобщении темы «Окружность» учащихся 8-ого классов. При разработке коллективного проекта каждый учащийся индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем собирается в единый программный продукт. Сборке работы, предшествует обсуждение и защита индивидуальных работ, их оценка, выбор коллективного дизайнерского решения.
Использование internet-ресурсов
В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office. Наиболее интересные и значимые презентации собраны в папки по классам.
При работе использую следующие образовательные ресурсы:
Федеральный портал "Российское образование" - http://edu.ru
Ресурсы, представленные на портале ФЦИОР (Федеральный центр информационных образовательных ресурсов) – http://fcior.edu.ru , http://eor.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования - http://ndce.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
Портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал - http://school.edu.ru/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов- http://eor.edu.ru/
Всероссийский Интернет педсовет - http://pedsovet.org/
Информационная поддержка ЕГЭ:
Портал информационной поддержки ЕГЭ – http://ege.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений – http://www.fipi.ru
Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме- http://www.ege.ru/
Методические ресурсы:
Справочная информация по математическим дисциплинам http:/www. mathem.h1.ru/
Образовательный математический сайт http://www.exponenta/ru
Проект «Открытый Колледж» математика http://www.mathematics.ru/
Публикации по алгебре, геометрии, тригонометрии http://www.ega-math.narod.ru/
Интернет-проект «Задачи». Помощь при подготовке уроков, кружков http://www.problems.ru/
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
Материалы газеты «Математика» http://mat.1september.ru
На подготовку уроков с использованием ИКТ поначалу тратится довольно много времени. Необходимо накопить огромный дидактический материал и систематизировать его. Но это дидактический материал совершенно особого рода. «Наглядность», «эмоциональность», «эстетика» - вот ключевые слова для электронных документов. Компьютерные слайды, тесты, контрольные работы и т.д. с легкостью изменяются, улучшаются и дополняются. Уже на 2-3-й год работы происходит значительное облегчение нелегкого учительского труда за счет наработанных ранее материалов. Впрочем, чисто психологически довольно легко затратить изрядное время на подготовку какой-либо темы, понимая, что
накопленная база данных используется в течение длительного времени, легко изменяется и дополняется;
материал усваивается учащимися значительно лучше, так как использование ИКТ на уроках способствует развитию учебной мотивации школьников, формируется информационная компетентность учащихся;
на уроке практически полностью отпадает вопрос дисциплины.