Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему Обитатели морских глубин

Внеклассное мероприятие
«Обитатели морских глубин» 4 класс
Учитель: Яныкина Татьяна Сергеевна
Цель: обобщить знания детей о море  и его обитателях. Задачи: - активизировать знания детей о море и подводном мире; - формировать умение размышлять; - закреплять коммуникативные навыки; - развивать смекалку, творческие способности, умение работать в команде; - воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку, бережное отношение к природе. Оборудование: презентация, конверты с заданиями, жетоны, грамоты.
Ход мероприятия:
Учитель:
- Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в необычное морское путешествие, где нас ждут встречи с обитателями морских глубин. Но помните, что моряком быть нелегко. Он должен быть смелым, дисциплинированным и проявлять смекалку. Итак, вы готовы выйти в море? Отвечайте хором. Дети: Да!
Учитель:
- Попрошу капитанов и команды занять свои места на корабле. (Класс предварительно поделён на 2 команды, выбраны капитаны). Каждая команда представляет своё название и девиз.
1 команда: «Алые паруса»
Плыви всегда, плыви везде,
И путь найдешь к своей мечте!
2 команда: «Моряки»
Друг за друга мы горой,
Таков обычай наш морской.
Учитель:
Попутного ветра желаю я вам, Пускай корабли мчатся вдаль по волнам! Испытание 1.
Вот задание в конверте Для отважных игроков, На смекалку мы проверим Наших юных моряков!
«Загадки о морских обитателях». За каждый правильный ответ 1 жетон.
Над водой взметнулась глыба -
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. Акула
Дом большой костяной Носит над головой. По земле ползёт едва, В море плавает стрелой! Черепаха

От врагов спасаясь сильных,
Пятясь головой назад,
Маскируюсь я в чернильный 
Разлохмаченный халат. Каракатица

Есть у нас один работник -
На все руки мастер-плотник.
Хоть в воде его пила –
Не ржавеет никогда! Рыба-пила

Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. Морская звезда

Кит-гигант! Зубастый кит! Своенравен и сердит. Прирождённый эхолот. Ест моллюсков. Кашалот

Была объёмной, плоской стала, Фигуру время поменяло, И маскируется отлично! Под стать морскому дну обычно. Камбала

Посмотрите! Под водой
Вырос целый сад.
Он накормит нас с тобой,
Попадет в салат. Морская капуста
Испытание 2.
Пора командам умом блеснуть,
Я предлагаю вопрос тянуть.
Кто знаниями своими удивит,
Тот в этом конкурсе, друзья, и победит!
«Викторина» команды по очереди выбирают вопрос и дают на него ответ. За каждый верный ответ 1 жетон.
Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья? Рыба-игла
Какое животное выпускает «чернильное пятно? Осьминог
Кто из морских животных обладает цветовым «языком»? Каракатица
Какое животное незадолго до шторма уплывает подальше от берега? Медуза
У какого животного глаза посажены на «стебельках», которые могут втягиваться и выдвигаться? Краб
Какое животное проводит свою жизнь, зацепившись хвостом за что-нибудь? Морской конек
Какая рыба имеет оружие на носу? Рыба-меч
Это животное имеет обтекаемое торпедообразное тело, что позволяет ему двигаться с большой скоростью «хвостом» вперёд, основной способ движения  - реактивный. Кальмар
Эта удивительная хищная рыба заманивает свою жертву, покачивая "антенной", на конце которой есть нарост, похожий на аппетитного червяка. Морской черт.
У каких рыб икру вынашивают самцы? Морской конек
Кто из морских жителей для того, чтобы поесть, выворачивает свой желудок наизнанку? Морская звезда
Сколько щупалец у осьминога? Восемь
Испытание 3.
Я предлагаю двум командам
Кроссворды наши разгадать
И карандашом свои ответы
В пустые клеточки вписать.
Кроссворд. Команда, разгадавшая кроссворд быстрее и правильно, получает 2 жетона. Слайд 2.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

Они живут на разной глубине. Встречаются вдоль скалистых берегов. У них нет корней, потому что под водой отсутствует почва. Водоросли
Ползёт в море паук – восемь ног, пара рук, в руках клешни. Краб
У каких жителей океанов тело прозрачное, потому что состоит в основном из воды? Медуза
Дышат рыбы при помощи особых выростов тела. Как они называются? Жабры
Створки открыла, в речке жемчуг свой обмыла, а когда настала ночь, створки вновь закрыла прочь. Устрица
Период, когда крабы меняют старый панцирь на новый. Линька
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Морские животные, напоминающие сказочные растения. Кораллы
Какое животное способно принимать различную форму и менять окраску? Осьминог
С моряками был он дружен, чем доныне знаменит? Из морских зверей кому же в мире памятник стоит? Дельфин
Под водой она плывёт вечно задом наперёд. Постоянно убегает, всех чернилами пугает. Каракатица
Кто наделен «оружием» в виде электрических разрядов? Скат
Это самый крупный зверь, словно лайнер многотонный, а питается планктоном. Кит
Испытание 4.
Теперь вы будете размышлять,
Какое лишнее животное убрать.
Задачку эту вы скорей должны решить
И выбор свой всем объяснить.
«Четвертый лишний»: командам надо найти лишнее животное и объяснить свой выбор. Команды зарабатывают по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Дельфин, черепаха, кит, скат. (Черепаха - ее тело покрыто панцирем)
Медуза, скат, акула, рыба-молот. (Медуза - не рыба)
Дельфин, кит, черепаха, касатка. (Черепаха – не млекопитающее)
Касатка, лангуст, рыба-молот, осьминог. (Лангуст - только он может линять и ходить по дну)
Испытание 5.
Красив подводный мир морей, Но там значительно темней. По силуэту различи, Кто движется в морской глуби.
«Узнай по силуэту»: силуэты по одному появляются на экране; команды записывают номер силуэта рядом с названием животного на карточках. Проверка. Команды зарабатывают по 1 жетону за каждое совпадение. Слайды 3-8.
Испытание 6.
Для капитанов конкурс настаёт,
Команда новых баллов ждёт, Морская битва предстоит, Умнейший в этой схватке победит!
«Конкурс капитанов»: капитаны каждой команды выполняют задание, подготовленное командой соперников. За правильное выполнение задания команды получают 3 жетона.
Испытание 7.
Следующее испытание на проверку вашего внимания.
Должны вы дух команды проявить
И обитателей морей и океанов расселить.
«Рассели по этажам»: команды должны расселить представителей морских глубин. Изображения животных наклеиваются на картинку моря. За правильное выполнение задания 1 жетон.
Испытание 8.
Теперь вы будете соображать,
Как правильно картинку вам собрать.
Задачку скорее решайте
И времени зря не теряйте.
«Собери картинку» (пазл): команды на время собирают картинки с изображением морского животного. Команда, быстрее и правильнее выполнившая задание, побеждает и зарабатывает 1жетон.
Испытание 9.
Красив подводный мир морей,
Но много в нем опасностей.
Чтоб в схватке с врагом побеждать,
Животные научились себя защищать.
О способах их защиты вам предстоит рассказать.

Команды должны рассказать о способах защиты некоторых морских животных: морская звезда, каракатица, летающая рыба, осьминог.
Испытание 10.
Команды должны написать призыв в защиту моря. Баллы начисляются обеим командам, но с учётом убедительности призыва 1-2 жетона.

Учитель:
Попутного ветра
Желала я вам, И вот приближаемся Мы к берегам. Десять конкурсов сложных У вас позади, Позвольте итог мне подвести.

Подсчет очков. Награждение команд.

При разработке сценария использованы материалы:
Вохринцева С. Окружающий мир. Жители океана. Дидактический материал. Изд. «Страна Фантазий», 2003г.
Морские животные. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.
15