Проект на тему Лэпбук открываем, речь развиваем


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Калинка»
Проект
«Лэпбук открываем, речь развиваем»

Подготовили: воспитатель Ильина Е.Е.
учитель-логопед Семейкина А.В.
г. Черногорск 2017
Пояснительная записка
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Естественно, что эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А.Р. Лурия, 1956 и др.) Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
Для детей с нарушение речи характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
При нарушениях речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.
На наш взгляд, внедрение новых подходов к развитию подрастающего поколения должно способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому в своей работе с детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с семьями воспитанников.
В ходе изучения лексической темы, на протяжении всей недели я и воспитатели моей группы уточняем, активизируем и формируем словарь, формируем навыки словоизменения и словообразования. Восприятие и понимание новых речевых категорий детьми требует огромных усилий и это связано с их психофизиологическими особенностями. Что бы добиться устойчивости результатов по лексико-грамматическому развитию речи необходимо обеспечить стимулирование различных каналов получения информации из окружающей среды (визуальных, аудиальных, кинестетических), интерактивность взаимодействия в ходе совместной образовательной деятельности. Поэтому лэпбук соответствует ранее указанным критериям.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Название проекта: «Лэпбук открываем, речь развиваем»
Цель проекта: повысить уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через создание и использование лэпбука.
Задачи:
определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми старшего дошкольного возраста;
создать лэпбук совместно с воспитателями, родителями и детьми по каждой лексической теме;
системно использовать созданные лэпбуки в коррекционно-развивающей работе по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста;
провести количественный и качественный анализ результатов по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу проекта составляют исследования Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Н.С. Жуковой, О.С. Грибовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой, К.В. Комаровым, С.Н. Цейтлиным, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко и др.
Программно-методической обеспечение проекта включает содержание примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада» (Н.В. Нищева)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители, воспитатели группы, учитель-логопед.
Вид проекта: совместный, творческий, групповой, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 3 месяца (февраль, март, апрель).
Принципы:
принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)
принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей воспитанников).
принцип совместной деятельности, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи.
Проект предусматривает «интерактивное взаимодействие» всех участников коррекционно-развивающего процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи. Это выражается в том, что родители вместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме, будь то загадки или вырезанные из журнала картинки. Ребенок должен принимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей с ребенком и развитие.
План-график реализации проекта
1 этап -подготовительный
задачи мероприятия сроки
Повышение профессиональной компетентности. Подбор и изучение методологической литературы февраль
Педагогическое просвещение родителей. Консультация «Особенности развития лексико-грамматического строя речи», «Лэпбук- как форма совместной деятельности педагога, детей, родителей» февраль
Создание условий для организации работы Подбор и изготовление демонстационного материала по лексическим темам в соответствии с перспективным планом работы. февраль-март
2 этап-основнойВнедрение системы работы. Организация и проведение мероприятий с детьми и родителями в рамках мастер-классов по изготовлению март
Работа с родителями Организация выставок изготовленных лэпбуков.
Привлечение родителей к подбору демонстрационного и дидактического материала для создания лэпбука. еженедельно
3 этап-заключительныйПредставление итогов реализуемого проекта. Совместное мероприятие «Тематическая выставка лэпбуков» в рамках итогового мероприятия. апрель
Определение перспективы проекта. Внедрение новых методических разработок в педагогическую работу. апрель
Ожидаемые результаты. Реализация проекта позволит достигнуть положительных преобразований каждой категории участников:
Дети Родители Педагоги
- развитие лексико-
грамматического строя
речи;
- развитие общей и мелкоймоторики, которая является
средством коррекции речи
и эффективным средством
социально-эмоционального
развития;
- получение успешногоопыта взаимодействия всовместной деятельности с разными участниками
(сверстники, родители);
- поддержка творческойинициативности. -повышение
компетентности родителей
в вопросах развития речи
лексико-грамматического
строя речи;
- включение родителей
воспитанников впедагогический процесс
как равноправных
партнеров;
- знание родителями
перспективы развития
своих детей (готовностьобучения в школе, успешная социализация,
-выявление индивидуальныхспособностей, задатков). - повышение
профессионального
мастерства педагогов впроцессе решения задач
индивидуализации
коррекционно-
образовательной
деятельности;
-регулярное обновление
предметно-
пространственной среды
группы;
- повышение авторитета
педагогов у родителей;
- повышение качества
образовательной услуги
Перспектива распространения проекта.
Данный проект может быть апробирован в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, так же может быть применен и в общеразвивающих группах, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей. В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.